Вместо класса – квест. Как учитель из Белгорода изменил уроки географии

Константин Добрынин / Из личного архива

Белгородец Константин Добрынин – учитель географии с большим опытом. Он давно понял, как и чем заинтересовать современных подростков, замотивировать их и совместить учебу и развлечения. Для этого педагог придумал проект историко-географических квестов по Белгороду Questory. Это совершенно новая форма обучения, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, наладить общение со сверстниками и узнать тайны и загадки их родного города.

   
   

«АиФ-Белгород» поговорил с педагогом о том, как школьники включаются в работу над квестами, как эти наработки помогают на уроках и какое будущее ждет проект.

Шарады, ребусы и азбука Морзе

Фото: Из личного архива/ Константин Добрынин

Ирина Подзолкова, «АиФ-Белгород»: Как давно к вам пришла идея проводить историко-географические квесты по Белгороду?

Контантин Добрынин: Организацией путешествий я занимаюсь уже более 15 лет, и всегда хотелось сделать каждое мероприятие интересным и уникальным. Сначала это были просто элементы интерактива для участников во время поездок. Постепенно во время экскурсий интерактивных заданий становилось все больше. Но именно эта форма проведения путешествия в виде квеста родилась несколько лет назад. Этому способствовала работа в школе и классное руководство. Хотелось вовлечь в экскурсии не только школьников, но и родителей.  Такой формат семейных приключений позволяет легко это сделать.

– В чем их суть? Какие задания предусмотрены?

Суть наших квестов сводится к тому, чтобы за отведенное время разгадать как можно больше заданий: узнать, где находятся загаданные места, и проложить к ним маршрут, соблюдая все правила безопасности дорожного движения. В качестве контрольных пунктов мы загадываем городские достопримечательности, памятники архитектуры, природные памятники и самые популярные места в городе.

   
   

Главное – нужно сделать совместную фотографию на фоне достопримечательности, которая подтверждает, что объект разгадан верно, и успеть финишировать к назначенному времени. Место и время старта заранее сообщаются всем участникам квеста, а вот место финиша нужно разгадать. Это придает игре дополнительный интерес. Как правило, его мы стараемся зашифровать в легкой форме, поэтому проблем с этим никогда не возникало. Если какая-то команда все же сбивалась с маршрута, то у нас предусмотрена подсказка – «звонок ведущему». После его помощи команда возвращалась на маршрут и успешно финишировала.

Победителем становится та команда, которая разгадала наибольшее количество объектов, смогла у них побывать и затратила на это наименьшее количество времени.

– Вы сами продумываете все точки, или кто-то помогает?

Все эти места загадываются под моим чутким руководством. По сути, организаторами выступают сами учащиеся седьмых-восьмых классов. Так как все они имеют разные хобби: кто-то увлекается искусством, кто-то изучением языков и наук, кто-то музыкой, - то и задания получаются в самой разнообразной форме. Дети придумывают их в виде шарад, ребусов, стихов, рисунков и даже были случаи, когда кодировали с помощью азбуки Морзе. Ученики сами выбирают, какой именно объект они хотят загадать. В этом я их не ограничиваю, а лишь предлагаю возможные варианты.

Пятерка за старания

– Как активно дети соглашаются на участие в подобных квестах? Предусмотрены ли для них за это какие-то бонусы на уроках?

Дети с большим удовольствием откликаются на приглашение поучаствовать в квесте, ведь все они любят приключения. Интерес вызывает и то, что их сверстники составляли для него задания. Также ребятам нравится, что в команду можно позвать своих друзей, мам, пап. Семейные команды, которые однажды приняли участие в наших квестах, становятся нашими постоянными участниками.

Всем ребятам, принявшим участие в квесте, по своему предмету в качестве бонуса я ставлю пятерку. Ведь три часа мозгового штурма над каверзными вопросами в выходной день заслуживают поощрения.

– Это квесты только для учеников вашей школы, или к ним могут присоединиться и другие школьники?

На сегодняшний день в квестах принимали участие команды только из нашей школы, но ребята активно берут с собой друзей из других школ. Я убежден, что в недалеком будущем среди наших участников будут и команды из других школ и не только из школ. Мы открыты для всех и с удовольствием приглашаем всех желающих к нам присоединиться.

–  Что нужно сделать для участия: где зарегистрироваться и как получить задания?

–  Чтобы принять участие, можно оставить заявку в нашем сообществе в ВКонтакте и INSTAGRAM, которое называется QUESTORY. Затем мы связываемся с командами и информируем о дате, времени и месте старта. Задания участники получают непосредственно на старте. Список контрольных точек держится в секрете даже от моих коллег-учителей, которые тоже с нами играют.

Кстати, сообщества в соцсетях ученики тоже ведут самостоятельно. В данный момент ребята, которые занимаются в кружках программирования, активно работают над созданием нашего собственного сайта. Это еще раз подтверждает то, что к нам можно присоединиться с любыми талантами и стать частью нашей большой дружной команды.

«Есть планы по расширению проекта»

Фото: Из личного архива/ Константин Добрынин

– Сколько уже было квестов? Как часто они вообще проходят?

Над проектом мы с ребятами работаем уже больше года, но из-за эпидемиологической ситуации удалось провести только три игры прошлой осенью. Стараемся проводить квесты примерно раз в месяц, но могут возникать корректировки по дате проведения. Ближайшая игра запланирована на 7 февраля.

– Не считаете ли Белгород слишком маленьким городом, чтобы проводить подобные квесты, ведь здесь ограничено количество исторических мест?

Я считаю, что мы не столкнемся с данной проблемой. Интересных мест в городе очень много, и нам понадобится много времени, чтобы включить в задания хотя бы большую их часть. Формат нашего проекта позволяет легко трансформироваться под любую тематику и охват территории. Отдельно хочу сказать, что в будущем есть планы по расширению проекта. Сейчас подумываем над создание подобных квестов не только по городу, но и по нашей области.

– Используете ли свои наработки для квестов на уроках?

Безусловно. Тот колоссальный труд, который проделывают организаторы, не может оставаться только в рамках проведения игр. Наиболее интересные загадки и те, которые соответствуют теме изучения географии в рамках регионального компонента, я использую на уроках. А во время внеурочной деятельности мы совершаем виртуальное путешествие по городу. Дети с большим удовольствием разгадывают загадки об их родном крае.

– Есть ли у вас любимые места в городе, которые вы посоветовали бы посетить? И почему они любимые?

Мне очень нравится бывать на урочище Армячий лог. Там тихо и можно отвлечься от городской суеты, не тратя много времени на дорогу для поездки за город. Но я уверен, что в скором времени таких мест, которые будут центрами притяжения граждан, станет гораздо больше, ведь город активно развивается.