Учиться жить по заповедям. Почему это нужно и почему никогда не поздно?

Протоиерей Георгий Власенко, председатель отдела по образованию и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии © / Из архива

В Белгородской государственной специальной библиотеке для слепых накануне нового учебного года состоялась встреча с протоиереем Георгием Власенко, председателем отдела по образованию и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии, настоятелем храма Храм Рождества Иоанна Предтечи посёлка Северный Белгородского района.

   
   

Речь шла о самом главном в жизни каждого христианина — о соблюдении заповедей Божиих. Приводим самые интересные вопросы и ответы батюшки для наших читателей.

Как стать настоящим христианином?

— Батюшка, для людей, которые стремятся жить по-христиански, что главное надо знать, какие заповеди соблюдать и для чего?

— Для христиан главное знать, что Бог есть, и Он нас любит. И Он в этой любви неизменяем — а мы, к сожалению, в своей любви порой изменяем Богу. И заповеди нам даны как указатели, чтобы не сбиться с пути. Заповеди — это забота Бога о людях. Заповеди говорят: не делай того-то, иначе ты будешь несчастен. А Бог не хочет, чтобы люди были несчастны. Но люди, нарушая заповеди Божьи, противостоят, противоборствуют им. Последний яркий пример — это недавнее открытие и закрытие так называемой олимпиады. Все видели, кто и что там превозносилось. Есть люди, которые смыслом своей жизни считают богоборчество, и других людей привлекают к этому, хотя, я думаю, прекрасно понимают, чем всё это закончится.

Заповеди Божии — это не просто то, что Бог от нас хочет — это то, чего он хочет в первую очередь для нас, потому что когда человек старается в первую очередь жить по заповедям Божии, то каждый по своему опыту знает, каким миром, каким спокойствием, счастьем и радостью его это наполняет. И совершенно другое бывает чувство внутри человека, когда он не по ошибке, а целенаправленно, осознанно нарушает заповеди Божии — и какой дух наполнят его при этом, я, как священник, могу сказать, потому что всё-таки уже четверть века исповедую людей — никому нарушение Божиих заповедей ещё счастья не принесло.

Заповеди — это не клетка, куда Господь хочет посадить человека, нельзя воспринимать заповеди как сплошные запреты. Через всё христианство проходят красной нитью слова Спасителя, которые записаны в Евангелии от Матфея: человек, если хочешь быть спасён, исполни заповеди. Обратите внимание: не «должен исполнять» или «обязан исполнять», а «если хочешь».

   
   

Две главные заповеди христианства просты: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя. Но чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, хорошо сначала разобраться с собой. И вот как раз исполнение заповедей помогает нам глубже узнать самих себя: кто мы, где мы и с кем, куда мы идём — всё становится яснее.

Да, каждый понимает заповеди Божьи по-своему, — потому что это тоже богатство, в том числе то богатство, которое человечество может со своей стороны принести Богу. Например, о заповеди Божией «не укради». Если говорить, например, о беспризорнике, который от голода украл булку — тут главный грех на людях, которые видели этого ребёнка и вовремя ему не помогли. А ещё эта заповедь говорит нам и о том, чтобы стать таким хорошим специалистом, зарабатывать столько, чтобы и в голову не пришло воровать.

Или, например, заповедь «не прелюбодействуй», которая касается семьи. Те, кто входят в семейные отношения, не справившись со своим эгоизмом — те будут изменять. А ведь можно понимать эту заповедь так: учиться и научиться со своей второй половиной разрешать вопросы так, чтобы и в голову не пришло глядеть на сторону. Но это предполагает труд над собой, а в семьях некоторые хотят жить только за счет другого человека, и в итоге семья разрушается.

Есть заповедь Божия «не сотвори себе кумира», она запрещает людям сотворять себе ложных богов и им поклоняться. То есть эта заповедь учит жить своим умом, чтобы тобой не манипулировали. Про кумиров часто говорят, что речь об идолах — но эта заповедь имеет более широкое значение. Ведь и в семье, например, идолом может стать ребёнок, и это очень распространено сегодня, и это тоже неправильно.

Быть честным с собой и Богом

— Что нужно человеку, чтобы не искажать понимание заповедей Божиих?

— Надо, прежде всего, выстраивать более здравые отношения с самим собой. Научиться себя не оправдывать — но при этом не нужно и себя гнобить или ругать. Надо уметь осознавать свои грехи. Ведь что такое грех? По-гречески это слово звучит как «амортия» , «а-» ‒отрицательная частница, «мортия» означает «попадание в цель», то есть буквальный перевод этого слова — «промах». То есть, заповеди Божии научают человека, образно выражаясь, «попадать в яблочко», а из-за грехов человек может всю жизнь промахиваться. Но как только осознает свою ошибку, в этот момент он сразу видит, как нужно поступить правильно.

Для верующего человека очень важен взгляд со стороны — это прежде всего исповедь, разговор со священником, с духовником. Почему для нас покаяние — это основополагающее отношение к себе и к Богу в нашей жизни, — потому что покаяние, по-гречески «метанойя» — это «перемена ума», изменение себя.

. Порой, когда чего-то не понимаешь или не принимаешь в Священном Писании, нужно просить Бога о вразумлении. Вот, например, многих пугает слово «апокалипсис». А ведь в переводе с греческого это слово означает «разоблачение», «снятие покровов». Потому и Суд — Страшный, что все покровы будут сняты. Но при этом Церковь учит, что всё, что сказано на исповеди с искренним покаянием, всё это у бесов не записано, то есть на Страшном Суде озвучено не будет. Пользуйтесь, пока есть время.

Всегда надо помнить, что Бог нас любит, что мы все — Его любимые чада, что Бог нас никогда не бросит и не отвернётся от нас. И вот так, помня об этом, надо продолжать свой путь покаяния. Духовная жизнь, как говорит святой Серафим Саровский — это не груша, сразу её не съешь, — нужна постепенность и постоянство.

Я недавно ехал в машине и подумал, что Господь порой ведёт себя, как навигатор в нашей жизни: показывает, что всё нормально, но если не туда свернул, навигатор сначала скромно молчит, а потом говорит: не туда свернул, маршрут перестроен. То есть мы всё равно тебя приведём туда, куда тебе надо. Может быть, конечно, это такое приземлённое сравнение, но тут с нашей стороны самое главное — всё-таки подчиняться Богу, следовать Его правилам.

— Есть ещё заповеди блаженств, и первая «блаженны нищие духом» — не всем понятна: если нищие, то как они могут быть блаженны? Нищие — значит, смиренные, правильно?

— Один из самых моих любимых святых — блаженный Василий Московский, Христа ради юродивый. Юродивые — это не сумасшедшие, это люди, которые брали на себя такой вид поведения, чтобы полностью предаться Богу, отрекаясь даже от разума — вот это тот, кто на 100 процентов нищий духом.

Девять заповедей блаженств — это тоже указатели, какими бы нам хорошо было бы становиться. И заметьте, там ведь не сказано: становись нищим духом, кротким, милостивым. Господь сказал: смотрите, такие люди будут счастливы ещё в этой земной жизни. Потому что синоним слову «блаженны» — это слово «счастливы». Смиренные люди — это в первую очередь люди честные — а самими собой, с Богом, с ближними, — и скромные. Были вы в поле, видели, как пшеница растёт? Там бывает полный колос — и пустой колос. Полный колос наполнен зерном и потому клонится к земле, он такой скромный — а пустой колос торчит вверх. Так и с людьми: человек смиренный и так наполнен, а человек пустой превозносится.

Главная заповедь: «Не бойся!»

— Начинается учебный год, очное обучение при этом в нашем регионе не прекращаются обстрелы. Как родителям справиться с тревогой за своих детей?

— Понятно, что родители боятся в первую очередь за самих детей, и, конечно, переживают за уровень образования. Как председатель отдела по образованию и катехизации, я сотрудничаю и с региональным министерством образования и вижу, что в учебных заведениях реально делается абсолютно все возможное для обеспечения безопасности. С другой стороны, у людей тут есть чисто духовное искушение — личный страх, помыслы — а вдруг случится что-то страшное, и такое, образно выражаясь, кино в голове начинается, что люди потом не от проблем не знают, куда деваться, а от этих помыслов. Это очень серьёзное искушение, почему мы, священники, всегда напоминаем людям о том, какие слова чаще всего говорил Спаситель в Евангелии. Он говорил: «Не бойтесь». И это не просто совет или пожелание, это такая же заповедь Божия, как и остальные.

Верующий человек всегда учится любить Бога, а Священное Писание говорит, что для человека, который стремится к Богу, всё содействует ко благу. Конечно, мы ставим цели, строим планы, но давайте это будет делать так, чтобы не забывать про настоящее и жить в сегодняшнем дне — тогда и страхов будет меньше.