Памяти священномученика Никодима. Белгородскому святому исполнилось 150 лет

Икона священномученика Никодима. © / Белгородская епархия
В июне исполнилось 150 лет со дня рождения священномученика Никодима, епископа Белгородского. Сегодня мы беседуем с магистром теологии, преподавателем НИУ «БелГУ», руководителем пресс-службы Марфо-Мариинского сестричества милосердия в Белгороде Анастасией Маслаковой - автором духовно-просветительского цикла лекций и мероприятий «К духовным истокам», посвящённом и епископу Никодиму.
 

Историк, педагог, церковный деятель

Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Анастасия, для многих белгородцев жизнь и подвиг Владыки Никодима не очень известны, расскажите о нём подробнее.
 
Анастасия Маслакова:
Священномученика Никодима (Кононова), в миру Александра Михайловича, можно назвать солью русской земли. Историк-архивист, биограф, педагог, церковный ученый и писатель, управленец, общественный деятель, Владыка внес огромный вклад в историю и науку.
 
Рожденный за полярным кругом, в суровой Архангельской земле, в семье миссионера, он впитал все, чем была богата атмосфера промыслового края, населённого непросвещёнными аборигенами. Примером для будущего Владыки стал отец – неутомимый миссионер, священник Михаил Кононов.
 
С отличием Александр закончил Архангельскую семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию. В эти годы он активно трудится на ниве церковно-исторической науки: посещает монастыри, приходы, библиотеки, собирает сведения и пишет труды один за другим, составляет акафисты о местных святых, публикуется в общероссийском журнале «Русский паломник». В стенах академии Александра постригли в монашество с именем Никодим, в память о преподобном Никодиме Кожеезерском.
 
В двадцатипятилетнем возрасте он становится смотрителем Александро-Невского духовного училища, ещё через два года Санкт-Петербургских педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Следующей ступенью его жизни стало ректорство в Калужской духовной семинарии в тот трудный период, когда семинаристы были охвачены революционной лихорадкой. Он разрабатывал ряд воспитательных мер и параллельно занимается изучением наследия Введенской Оптиной пустыни, приступил к многолетнему исследованию жития и трудов отечественных подвижников благочестия.
 
Будучи ректором Калужской семинарии, архимандрит Никодим приступает к написанию и изданию обширного труда – «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX» – это двенадцать иллюстрированных томов, по одному на каждый месяц года. Труд этот продолжался до 1912 года, в итоге был опубликован в 14 томах.
 
Спустя два года Владыка становится ректором Олонецкой семинарии. В Карелии он ведет борьбу с протестанскими сектами. Через три года архимандрит Никодим рукоположен во епископа Рыльского Курской епархии. Владыка сразу включается в работу по подготовке торжеств прославления святителя Иоасафа, знакомит свою паству с житием белгородского святого, создает ряд трудов, посвященных ему.
 
Торжества прославления святителя Иоасафа в 1911 году имели общенародный характер и стали важной вехой для белгородской земли, сделав её и прославленного святителя центром притяжения многочисленных паломников.
 
Владыка Никодим провёл большую работу по реорганизации Свято-Троицкого мужского монастыря в Белгороде. Он дал распоряжение по реставрации покоев святителя Иоасафа, превратив их в благотворительный музей-библиотеку. На первом этаже архиерейского дома была устроена и освящена домовая церковь, при обители также открылась бесплатная больница для паломников имени Андрея и Марии – родителей святителя Иоасафа.
 
- Что известно о трагической гибели Владыки?
 
- В годы гражданской войны обитель, ее настоятель и братия служили простому люду и движущей силе фронта всем, чем могли: молитвой, добрым участием, делами милосердия. Христианский подвиг был и остается одним и тем же во все времена. Он заключается в хранении веры, в защите Отечества, в служении Богу. Владыка Никодим сумел сохранить верность Христу и церкви в период повсеместной духовной дезориентации, когда начались гонения на церковь, насилия, убийства духовенства, поругание святынь, грабежи монастырей и приходов.
 
Епископ Никодим не боялся в своих проповедях обличать безбожную власть, за что и был расстрелян в январе 1919 года. Желая скрыть от народа казнь любимого им архипастыря, большевики повели его на расстрел в военной шинели. Владыку тайно захоронили в общей могиле. После взятия Белгорода добровольческой армией через полгода после расстрела Владыки братская могила была вскрыта. Тело священномученика узнали по сохранившемуся на нем монашескому параману. Останки епископа Никодима были перенесены в Троицкий монастырь и погребены в завещанном им месте – у северной стены собора вблизи раки святителя Иоасафа».
 

Чудо обретения мощей

- Мощи священномученика Никодима ведь были обретены совсем недавно?
 
- Священномученик епископ Белгородский Никодим  канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года. Чудесное обретение его мощей произошло девять лет назад. На месте бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря, разрушенного в 20-е годы прошлого века, началось строительство здания управления Белгородской митрополии. Во время земляных работ был обнаружен склеп с останками архиерея. По этому случаю создана комиссия по освидетельствованию найденных останков.
 
После извлечения из склепа останки, фрагменты облачения и другие предметы захоронения тщательно изучались, проводилось судебно-медицинское исследование и различные экспертизы. Созданная комиссия по идентификации постановила, что обретены мощи священномученика епископа Белгородского Никодима (Кононова). Окончательное решение об официальном признании найденных останков было принято чуть позже Синодальной комиссией по канонизации святых.
 
Итоги работы экспертов были представлены в рапорте митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В марте 2013 года предстоятель Русской Церкви наложил на рапорт свою резолюцию, признав найденные останки мощами священномученика Никодима (Кононова).
 
На месте гибели Владыки, возле бывшего здания тюрьмы в центре Белгорода установлен памятник. Рака с мощами святого находится в Свято-Троицком храме в здании Белгородской митрополии.
 
- Владыка был одним из первых исследователей жизни и служения Святителя Иоасафа, это так?
 
- Проводя исследования, собирая информацию о местнопочитаемых святых, ещё в бытность ректором Олонецкой духовной семинарии, архимандрит Никодим впервые столкнулся с литературой о святителе Иоасафе. Продолжил изучать информацию о белгородском святом, будучи епископом Рыльским. В итоге совместно с епископом Иоанникием опубликовал «Сказание о жизни, подвигах и чудесах Святителя и Чудотворца Иоасафа». Чуть позже эта публикация войдет в первый выпуск «Курского патерика» отдельной иллюстрированной книгой.
 
Став епископом Белгородским, он трудится над книгой «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых Православной Русской Церкви», двумя сериями народных тематических листков о святителе, Песчанской иконе и Свято-Троицком монастыре. В эти годы он составляет акафист святителю Иоасафу.
 
- Ваш курс «К духовным истокам» уже прослушали школьники и дети-сироты. Сейчас его будут слушать осуждённые в исправительных учреждениях в рамках сотрудничества митрополии и УФСИН. Как воспринимали дети рассказы о белгородских святых? Для чего, по-вашему, эту нужно взрослым, лишенным свободы?
 
- Дети в эссе, написанных после завершения цикла, писали, что мероприятия цикла интересны, необычны и назидательны, что после просмотра презентации у них проснулось желание глубже изучить историю Белгорода и больше узнать о духовной жизни человека и вере в Бога. Некоторые ребята рассуждали, задавали самим себе вопросы: «Насколько я верен Богу? Смог бы я пожертвовать своей жизнью, защищая истину?»
 
Верю, что эти и подобные вопросы ставят перед собой не только дети, но и взрослые, за плечами которых тяжелое прошлое. Ведь каждая душа-христианка, человеку свойственно искать ответы на животрепещущие вопросы своего бытия и задумываться о своей вечной участи. Чаще это происходит, когда он находится в стесненных условиях и трудных жизненных обстоятельствах. Будем рады, если цикл «К духовным истокам» этому поспособствует.