Философия свободы. Белгородец – о японском искусстве реставрации керамики

Павел Капустин / Из личного архива

Кинцуги - японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Это своеобразная философия свободы, которая учит любить и принимать себя, а также правильно относиться к своим изъянам. Согласно этому восточному учению, все несовершенное в человеке – это, возможно, его особенность, уникальность и неповторимость. 

   
   

«АиФ-Белгород» поговорил со столяром Павлом Капустиным о его профессии и необычном увлечении реставрацией керамических изделий, в котором восстановление чашки может обойтись в шесть тысяч рублей. 

Учение о любви и принятии себя

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Павел, расскажите, существует ли какая-нибудь восточная легенда, которая объясняет появление искусства кинцуги?

Павел Капустин: Когда-то из Китая в Японию привезли партию керамики, а она оказалась битой. Тогда японцы отправили её назад. Китайцы починили всю партию специальными скобами из драгоценных металлов, так как все керамические изделия считались очень дорогими, и отослали обратно. Но переделанная посуда японцам не очень понравилась, и тогда они сами придумали, как починить разбитые керамические предметы с помощью лака. При этом трещины на посуде специально не стали маскировать, а наоборот, подчеркнули золотом. Так появилось целое японское искусство.

- Правильно ли я понимаю, вы единственный в Белгородской области занимаетесь этим японским искусством?

- Можно так сказать, но вообще моя основная работа – столярное дело. Выполняю на заказ изделия из дерева. Кинцуги я занимаюсь около года. При этом в «столярке» я также использую японские инструменты. Даже, казалось бы, обычные рубанки у меня – японские.

Фото: Из личного архива

- А где вы обучались кинцуги?

   
   

- Профессионально нигде этому не обучался: появился интерес, открыл видео в интернете и затянуло. Однажды ездил на фестиваль столярного дела в Санкт-Петербург. Там созвонился с опытным мастером кинцуги и прошел мастер-класс.

- Это прибыльное занятие?

- Кинцуги – это вообще не про деньги. Миллионы на этом точно не заработаешь. Если ты не засыпаешь с мыслями об этом и не горишь делом, то заниматься этим ради заработка не стоит.

«Ремонтировать изделие стоит, только если оно ценно для вас»

- Чем этот вид реставрации предметов отличается от других?

- Основа всего ремонта в кинцуги – это лак уруси. Делают его из сока дерева сумаха лаконосного, которое обычно растёт в Азии. У нас в Белгороде и в целом в России, кстати, можно встретить его «родственника» – обычное уксусное дерево или сумах оленерогий.

В России такой лак не продаётся, поэтому я заказываю его из Японии. Цены на баночку в 100 граммов начинаются от четырёх тысяч рублей. Но этого количества хватает очень надолго.

- Починить можно только изделия из керамики?

- Кинцуги в основном предполагает ремонт керамических изделий, но можно попробовать починить и разбитые изделия из стекла или фарфора. Но в этих случаях уже будет использоваться совсем другой лак. При ремонте фарфоровых чашек или тарелок есть вероятность, что при ремонте предмет просто рассыпится, поэтому не все мастера берутся за такие изделия.

- Какие предметы обычно привозят к вам на ремонт?

- Чаще всего клиенты просят починить чашки и прочую посуду, которая относится к чайным церемониям. Например, знакомый, владелец белгородского чайного клуба постоянно приносит какие-нибудь разбитые изделия. Но я ремонтирую посуду не только жителям нашей области. Люди присылают предметы для починки из разных регионов России: из Челябинска, Санкт-Петербурга, Саратова.

Цена ремонта начинается от 800 рублей, если на изделии есть небольшие сколы, которые нужно отреставрировать. Полностью разбитая чашка может обойтись клиенту примерно в шесть тысяч рублей. Поэтому приносить изделие на ремонт стоит только в том случае, если оно очень ценно для вас.

Фото: Из личного архива/ Павел Капустин

Реставрация длится от месяца до полугода

- Расскажите подробнее, как происходит процесс реставрации.

- Первый этап – пробная сборка. То есть мастер должен понять, какие части разбитого изделия куда именно нужно приклеить. Затем расшиваются швы: у частей предмета алмазным напильником стачивается кромка, чтобы получился небольшой желобок. После этого мастер опять собирает изделие и смотрит, чтобы все швы были ровными. Следующий этап называется «грунтовка». Разломы покрываются серым лаком. Потом изделие насухо вытирают и отправляют в сушильный шкаф, где оно стоит около четырёх дней.

Пока предмет сушится, мастер делает клеевую смесь на основе лака уруси и обычной пшеничной или рисовой муки. Все швы склеиваются этой смесью, а затем изделие ставят опять в сушильный шкаф, но уже на две недели. Потом предмет достают, чистят и заполняют шпаклёвочной смесью с добавлением специальной перетертой глины, после чего швы опять зачищают, а затем слой за слоем все трещины покрывают контрастным цветом: красным или черным. И только после всех этих этапов швы в последний раз покрывают лаком и засыпают металлической пудрой из золота, серебра или бронзы. В среднем ремонт одного изделия занимает от одного месяца до полугода.

- Но ведь пудра из настоящего золота и серебра очень дорогая.

- Цена золота в пудре, конечно, очень высокая: примерно 16 тысяч рублей. Недавно покупал пудру из серебра. На неё цены тоже не маленькие. За пять граммов отдал около трех тысяч.

- То есть кинцуги предполагает сборку разбитых осколков? А если чашка разбилась, но один кусочек потерялся?

- Можно восстанавливатьи недостающие кусочки предмета. Например, вы разбили чашку, но не все осколки удалось найти и собрать. Тогда из той же шпаклевочной смеси на основе лака уруси можно вылепить нужный кусочек и приклеить. У меня в коллекции даже есть одно изделие, которое собрано из разных разбитых предметов. Выглядит, на мой взгляд, очень стильно.