«Нравится быть полезным». Белгородец стал лучшим педагогом страны

Александр Квочка / Из личного архива
Белгородец Александр Квочка в сентябре стал победителем Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» в номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ, с инвалидностью». 25-летний учитель проводит занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Александр работает в МАУ ДО «ЦДО «Успех» Белгородского района. В День учителя педагог рассказал bel.aif.ru о конкурсе и своих уникальных методах преподавания.
 
 

«Самый престижный конкурс в нашей сфере»

Алёна Хлевнюк, bel.aif.ru: Александр, расскажите поподробнее про конкурс, в котором вы участвовали.
 
Александр Квочка: «Сердце отдаю детям» - это конкурс среди педагогов допобразования, который проводился в несколько этапов. Первый – муниципальный, куда нужно было отправить свою рабочую программу, отчет о результативности за последние три года и видеовизитку. Я победил и прошел в региональный этап, куда направил все то же самое. Потом я приехал на очное испытание, где провел мастер-класс для коллег и проанализировал педагогический фрагмент фильма. И снова забрал победу. На всероссийский этап я вновь отправлял видео и поехал в Красноярск. В каждой из девяти номинаций было по десять участников. В своей я стал первым. 
 
- Как вы узнали об этом конкурсе? 
 
- Такое ощущение, что я всегда о нем знал! Он самый известный и престижный в нашей сфере. Это как для школьного педагога конкурс «Учитель года». 
 
- А какой приз вы получили?
 
- 50 тысяч рублей,  звание победителя и приглашение на праздничный концерт ко дню учителя в Кремле.
 
 
- Какие уникальные методы преподавания для детей с тяжелым нарушением речи вы используете?
 
- Как раз их я демонстрировал на мастер-классе на региональном этапе конкурса. Выбрал игропедагогику, основанную на народных традициях. Обучение в игре ненавязчивое, легкое, а главное – интересное. А использую я народные традиции, так как это моя направленность: музыка, литература, инструменты. Например, я показываю детям закрытый сундук, а ключ к нему мы ищем в игровой форме. В частности, во время этого процесса мы сдуваем пыль. Последнее, кстати, представляет собой специальную дыхательную гимнастику. 
 
- Планируете ли участвовать в этом конкурсе следующем году?
 
- Каждый год, к сожалению, этого делать нельзя. Но я буду сидеть в жюри на муниципальном и региональном этапах. Конкурс сам очень долгий (испытания длятся около полугода) и трудоемкий, поэтому о будущем участии подумаю несколько позже.
 
Фото: Из личного архива/ Александр Квочка

«В работе с детьми никогда не соскучишься»

- В преподавание вы пошли по чьим-то стопам?
 
- Да, я педагог в третьем поколении. Бабушка по образованию учитель истории и обществознания. Некоторое время она была директором МБОУ «Центр образования № 15 «Луч». Мама, как и я, педагог дополнительного образования. Интересно, что более десяти лет назад она тоже участвовала в конкурсе «Сердце отдаю детям», но победила только на уровне области. Отец же работает у нее концертмейстером. 
 
- А где вы учились?
 
- После девятого класса школы пошел получать среднее профессиональное образование в Белгородский государственный институт искусств и культуры. После армии поступил туда же, чтобы получить «вышку». В 2022 году поступил на магистратуру на специальность «Педагогическое образование», профиль – «Народно-певческое образование». 
 
- Никогда не возникало желания пойти работать в абсолютно другую сферу?
 
- На самом деле нет. Я уже лет с пяти начал играть на музыкальных инструментах, как папа. Мама учила петь и танцевать, чтобы я везде был с ними. Были постоянные стимулы, чтобы развиваться в этой сфере: получал гранты, стипендии. 
 
- А на чем умеете играть?
 
- На различных инструментах: на баяне, гармони, балалайке, свирели, флейте, жалейке, гитаре, бубене, бубенцах и других. На шумовых, кстати, работают и мои дети, потому что на них можно быстро и легко научиться играть.
 
- Чем вас привлекло преподавание?
 
- Это прежде всего ощущение того, что ты занимаешься чем-то полезным. Педагог – тот, кто может влиять на людей вокруг и приносить в мир пользу. К тому же, работая с детьми, никогда не соскучишься. 
 
- А сложности какие-то видите? 
 
- Очень много ненужных бумажек. А все трудности относительно детей – решаемые. Все они разные, но к каждому можно найти индивидуальный подход: через родителей, других учителей и самого ребенка.
 
- Какие качества педагога, по вашему мнению, являются главным?
 
- Буду краток: справедливость, компетентность и человечность.