О смысле августовских православных праздников и о том, как порой народное название затмевает и искажает сам смысл церковного торжества, мы сегодня беседуем с настоятелем Смоленского собора Белгорода протоиереем Павлом Вейнгольдом.
Всякая вещь - от Бога
Татьяна Черных, bel.aif.ru: Митрополит Иоанн как-то говорил, что народные названия - «Медовый Спас», «Яблочный Спас», «Ореховый Спас» - очень далеки от их истинного церковного значения. Давайте ещё раз напомним, в чем смысл этих праздников?
Например, так называемый «Медовый Спас» - это событие, которое наступает 14 августа. Православная Церковь в этот день празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О благодати Креста свидетельствует и сама история этого праздника. Зарождение его относится к IX веку, его празднование было установлено в Константинополе, а в XII-XIII веках он прочно утвердился во всех Православных Церквях мира.
В Константинополе издревле существовал обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для всенародного поклонения и освящения города. Русское же название «происхождение» - неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
В этот период времени мы воспоминаем важнейшие события в истории нашей Отчизны - это Крещение, которое было начато святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году - оно проходило, видимо, как раз в это время, потому что, несомненно, было приурочено к знамению нашего спасения, к празднику Изнесения Честных Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня.
По традиции, в этот день, кроме малого водосвятия, совершается и освящение меда, потому в народном сознании Крест Спасителя соединился с мёдом, вот и получился «Медовый Спас». Мёд, как и яблоки, имеет некое сакральное значение, он был пищей величайшего из людей, рождённых женами ( как о нём говорил сам Спаситель, Господь Бог наш Иисус Христос, когда речь шла о Пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне). Пребывая в пустыне, Иоанн Креститель питался акридами и диким мёдом. И Сам Господь по Своему Воскресению при встрече с учениками, чтобы убедить их, что Он из плоти и крови, попросил есть, и ему дали рыбы и «от мёд сот».
Всякая вещь и всякая трапеза, которая на нашем столе - это всё от Бога, и потому надо просить у Бога благословения перед вкушением и благодарить Бога за то, что она есть. Мёд и яблоки - о них я ещё скажу - имеют некое сакральное значение, и их освящают, однако к Спасителю и Его Кресту, воспоминаемым в этот день, мёд не имеет никакого отношения. Как и яблоки - к празднику Преображения Господня.
Преображение во Славе
- Владыка Иоанн ещё говорил, что событие, воспоминаемое в праздник Преображения Господня, происходило весной, накануне крёстных страданий Христа - причём тут яблоки?
- Яблоко - фрукт тоже отчасти сакральный, поскольку все мы помним, что по Церковному Преданию именно через него совершилось грехопадение первых людей, Адама и Евы. И с этим связан ряд суеверий, например, что нельзя есть яблоки до «Яблочного Спаса». Следуя этой нелепой традиции, многие люди лишают себя радости вкушать ранние сорта этих плодов, которые спеют задолго до середины августа. Тем более, что Владыка уже не раз разъяснял, что хронологически события Преображения к вызреванию яблок никакого отношения не имеют, ибо произошли они за 40 дней до Крестной смерти и Воскресения Спасителя, то есть самой ранней весной.
Праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа, по своему духовному содержанию весьма велик. Восходя на Гору Фаворскую, незадолго до страданий на горе Голгофской, Иисус явил Свою Небесную Славу. Там, на Фаворе, Господь Преобразился перед Петром, Яковом и Иоанном Заведеевыми - лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как снег. Прежде Ему и Его спутникам пришлось преодолеть немалый путь - гора была высокой, опалённая зноем и безводная. Ученики прилегли на скудную травку и от усталости сомлели. Господь же молился и беседовал с явившимися перед Ним ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Разговор шёл о близких страданиях, смерти и Воскресении Иисуса, и ученики, пробудившись, всё это видели и слышали. Им было так хорошо, что апостол Пётр простодушно воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быти, давай поставим здесь три кущи (то есть шалашика) - одну тебе, одну Моисею и одну Илии». И тут их осенило облако, Моисей и Илия скрылись из виду, и раздался голос: «Сей Есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте».
Точно так же, как это было после Крещения Господня, когда Он восходил из вод Иорданский, Дух Святый в «виде голубине» снисходил на Спасителя, а с небес был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нём же благоволих». И слова в Преображение «Его послушайте» - как раз о том, о чём Господь беседовал с пророками, о чём Сам Он говорил, утверждая Свой путь и продолжение служения людям Своей жизнью, смертью и Воскресением. И когда Господь преобразился во Славе, будущие апостолы сначала в страхе прильнули к земле, на некоторых иконах мы видим, что у одного из учеников даже сандалия слетела с ноги от испуга, который он испытал. И всё, что они слышали на горе Фавор - всё ведь после забылось, несмотря на призыв Всевышнего послушать, а значит, запомнить и исполнить потом. После смерти Христа на Кресте учении разбежались, и Господу по Своём Воскресении пришлось вновь и вновь наставлять их, пока не открылись их духовные очи.
Празднник Преображения подтверждает истинность всех событий, которые произошли потом - и для жителей тогдашней Палестины, и для тех, кто, не видя этого воочию, стал христианином. Преображение - это вообще смысл нашего бытия, призыв к тому, чтобы и мы также стали чисты, светлы перед Богом, перед людьми и перед самими собой через все Таинства Церкви, которые Господь нам заповедал. И никак нельзя сводить этот праздник только к освящению яблок, винограда и прочих плодов древесных - это уничижает его достоинство и лишает смысла.
Спас Нерукотворный
-То же можно сказать и о третьем празднике, который в народе именуют «Ореховый Спас»?
- Да, его ещё называют «Спас на холсте», что правильнее. Но праздник этот посвящён не орехам и холстам, а событию, произошедшему при жизни Спасителя. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до одного из восточных царей по имени Авгарь, который правил в Едессе. Будучи больным проказой, он, оставаясь в своём городе, послал слугу, чтобы тот пришёл к Иисусу и нарисовал для царя Его портрет. Господь заметил, что некий человек, следуя за Ним, пытается запечатлеть его облик на холсте, но делает это безуспешно. И тогда Господь, чтобы облегчить его труды, умывшись, взял этот холст и отёр им Своё лицо, и на холсте чудесным образом отобразился Его лик. Это и стало образом известной иконы «Спас Нерукотворный». Слуга принёс этот холст Авгарю в Едессу, и тот не только телесно исцелился от проказы, но и духовно преобразился и принял крещение.
Несколько столетий жители Едессы хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, украшенному и установленному на воротах города. Даже когда в 630 году Едессой овладели арабы, они не препятствовали этому поклонению. В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. И вот 29 августа православный мир празднует это событие - Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.
Таково содержание и смысл этих замечательных августовских праздников. Надо заметить, что все они совпадают с хозяйственной деятельностью нашего народа: обычно к середине августа уже накачивали новый мёд, начинали собирать и плоды древесные, а к концу месяца вызревал и лесной орех, который люди тоже собирали и употребляли в пищу. Однако нельзя подменять календарь Церковный календарём нашей повседневной жизни, а тем более смешивать один с другим. Ведь Церковный календарь повествует всё-таки о самом главном - о спасении души через те или иные события Священной Истории. Нужно поверять свою жизнь тем календарём, который, как ни парадоксально, лежит вне времени и пространства, он вечен и неизменен, потому что связан с Богом и святыми Его.