С давних времена праздники у славян были связаны с земледельческими работами и сменой времен года. После принятия христианства даты праздников не изменились, но появился своеобразный сплав традиционных и христианских обычаев. А зима всегда была самая богатая на праздники пора. О том, как их отмечали на Белгородчине, рассказывает портал «Культурный регион».
Никола Зимний
День памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, празднуется 19 декабря — это день его кончины. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу русской земли, обходя её из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы».. А сам святой одаривает детишек подарками накануне Рождества. Культурологи считают, что такой народный образ Святителя Николая трансформировался впоследствии в сказочного Деда Мороза.
В народной традиции Николай Угодник считался покровителем русского народа, «крестьянским святым», которому можно молиться «во всех нуждах». Также в народе считалось, что этот день определяет погоду на предстоящие месяцы: «Если на Николу следы заметает, дороге не стоять». Иней на Николу предвещал хороший урожай овса, а много снега — раннюю весну. Считалось, что в э тот день нельзя заниматься тяжёлым физическим трудом и хлопотать по дому: стирать, убирать, шить, гладить. Нельзя ругаться, сквернословить и сплетничать, иначе всё это аукнется в будущем.
Народ на Николу устраивал весёлые гуляния. В Белгородской области это называлось «николить» — пить, гулять и развлекаться. Селяне говорили: «На Николу едуть мужики с поглядкой, а после Николы — без шапок!». Дети играли в снежки и катались на санях, мужики устраивали кулачные бои, балалаечники и рожечники радовали празднующих музыкой. Молодые девушки и парни собирались у кого-то в избе и готовились к Святкам — мастерили маски и костюмы, учили колядки, общались и присматривали себе пару — зима считалась порой сватовства.
Вечером перед Николой ужинали скромно — без мяса, сала и сливочного масла. Потом к столу не подходили до обеда следующего дня. В каждом доме к празднику старались приготовить побольше разных блюд, чтобы хватило на неделю. В селе Крапивное Шебекинского района, например, принято было варить брагу, пиво и печь пироги. При этом приговаривали: «Красна Никольщина пивом да пирогами». А в Больших Липягах Вейделевского района хозяйки готовили холодец из рыбы, борщ в чугунках, заправленный растительным маслом, и пампушки с растительным маслом, сахаром и мёдом.
Святки
Святки — это 12 дней от Рождества до Крещения, с 6 до 19 января. Считалось, что в это время нельзя работать, прясть, шить, вышивать, заниматься уборкой. Поэтому шитьё перед праздниками прятали в чулан, а дрова для растопки заготавливали на несколько дней вперед.
Святки связаны с языческим обычаем встречать начало нового солнечного года. Считалось, что в первые дни солнечного года по миру разгуливает разная нечисть. Чтобы защититься от неё, селяне пользовались разными оберегами. Например, копотью свечи или угольком ставили кресты над окнами, на воротах, дверях и хозяйственных постройках, на печке.
Молодёжь в святочные вечера колядовала, устраивала ряженье, пела шуточные песни. Святочные посиделки на Белгородчине называли вечарушками, вещаринами, посидушками, сборнями иил кулючками. Собравшиеся угощались принесёнными вскладчину блюдами, знакомились, пели, танцевали и играли. Например, в селе Фощеватово Волоконовского района играли в «Дрёму» — поцелуйную песню-игру. Парень-«дрёма» под песни участников должен был поймать понравившуюся девушку и поцеловать. Если ему это удавалось, то девушка становилась «дрёмой» и уже сама могла выбирать парня.
Ещё на посиделках девушки гадали. Рождественский, Щедрый и Крещенский вечера считались самыми подходящими для этого.
Например, в селе Меловое Ракитянского района под старый Новый год или Крещение девушки набирали в колодце воду и в тишине, не оборачиваясь, ни с кем не разговаривая, несли её в хату. Воду выливали в блюдо и клали в него какой-то личный предмет, серьги или кольцо. Затем девушки пели загадки, а хозяйка дома в ответ на них вынимала из воды предметы и трактовала получившиеся символы. Традиция святочных гаданий сохранилась до наших дней.
Рождество
Рождественский сочельник приходится на 6 января и завершает сорокадневный пост. В этот день хозяйки готовились к предстоящему празднику — особо ухаживали за домашней живностью, наводили порядок в хате, украшали ёлку или сосну. Ещё в этот день принято было жечь пурины — костры из заготовленной с осени отборной соломы или навоза. Считалось, что такой костёр согревает на том свете умерших предков. В народе это называли «греть ноги усопшим». В селах Болховец тогда ещё Белгородского уезда и Лучки Корочанского уезда этот обряд называли «жечь перины» или «греть покойников».
В сочельник готовили рождественские угощения. На праздничном столе обычно были кутья, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, свиная домашняя колбаса, окорока, блины, компот из сухофруктов — взвар, и печиво — маленькие булочки-бабышки, куличики и медовые пряники. И, конечно же, мясные пироги, караваи и печенье в форме фигурок домашних животных — для приплода у скотины. В некоторых сёлах Белгородской области первую ложку кутьи хозяин выносил на порог со словами: «Мороз, Мороз, ходи к нам в хату кутью есть! А в летку не приходи, под кореньями сховайся! А станешь морозить, будем тебя кнутом сечь!». Так пытались уберечь посевы от заморозков.
Одной из рождественских традиций было хождение по домам с подобием Вифлеемской звезды и пение духовных стихов, прославляющих Христа, — христославий. За славление христославцам обычно вручали выпечку или деньги. Не принять такую процессию считалось большим грехом и неуважением.
После христославия молодежь начинала колядовать — ходить по дворам и петь величальные песни хозяевам и рассказывать о приходе Коляды или Овсеня. В селах такие песни называли по-разному — колядки, виноградья, овсени, но все они должны были принести крестьянам урожай и благополучие. Например, в селе Мощёное Яковлевского района под окнами неженатых пели: «Коляда, Коляда, по проулку шла, себе двор нашла. Надо пиво варить, надо дров рубить, надо Ваньку жанить!».
Колядовщики традиционно рядились — переодевались в разных персонажей. Особенно почитался образ наседки как символа плодородия. В селе Нежеголь Шебекинского района такие «курочки» напевали: «Квох, квох, квох, дай пирожок и сала кусок. Чтоб квочечки садились, да цыплятки выводились!».
Вечером селяне танцевали под плясовые и карагодные песни, скакали под пищики и дудки в кругу, устраивали кулачные бои один на один и улица на улицу.
Васильев вечер
Васильев день или, как его ещё называли на Белгородчине, Щедрый вечер, Богатый вечер, празднуют 13 января, в канун Нового года по старому стилю. Стол на праздник накрывали с большим количеством мясных блюд и варили жирную кутью.
В это время, также как и на Рождество, принято было ходить по дворам с поздравлениями и петь щедровки с добрыми пожеланиями хозяевам. За это полагалось, не скупясь, угощать. Песни обычно пели девушки, наряженные в самые красивые наряды. В дома, где жили девицы на выданье, с поздравлениями приходила Маланка — ряженая невестой девушка в компании подруг. Она могла быть одна или с ряженым женихом, Василем, традиционно их угощали варениками. Васильев вечер полагалось провести как можно веселее и остаться в добром и радостном расположении духа — от этого зависело, каким будет год.
Крещение
Накануне праздника Крещения Господня, 18 января, Святки заканчивались. В этот день пекли блины, варили «голодную» кутью, святили воду, топили снег для умывания и бани, а также кормили животных хлебом с начерченным на нём крестом. С восходом первой звезды можно было сесть за стол. Вся семья собиралась, хозяин открывал окно или дверь и провожал Мороза со словами: «Мороза, Мороза, выходи из хаты! И гляди не морозь ни телят, ни ягнят, ни маленьких ребят!». Затем кашу трижды обносили вокруг двора, угощались ей сами и кормили домашних птиц и животных.
На Крещение в реках и прудах делали большую прорубь для купания, зачастую — в форме креста. Воду в проруби освящали, и каждый старался набрать себе этой воды, чтобы напоить болящих, окропить двор, жилье и скотину. В Чернянском и Новооскольском районах животных загоняли в круг, затем брызгали на них освященной водой, кормили хлебом, ходили вокруг с зажженными свечами, напевая духовные стихи, и в завершении перебрасывали через животных нож или топор с двух сторон, крестом. Во многих селах региона после освящения воды принято было выпускать в небо голубей и замечать, куда те полетят. Если в сторону поля — к хорошему урожаю.