Защита будущего детей. Как работали белгородские педагоги в годы войн

Фото из архива Белгородского государственного историко-краеведческого музея © / Екатерина Добринская / АиФ

Когда в страну приходит война, это касается каждого человека. В годы войн люди многих профессий, в том числе учителя, отправлялись на фронт отстаивать честь и свободу Родины или помогали ковать победу в тылу. Некоторые педагоги сменяли учительские указки на оружие, чтобы защищать своё будущее и будущее детей, другие — продолжали вести уроки в новом сложном мире.

   
   

С заботой о будущем

В музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление» на вечере-чествовании «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» рассказали о педагоге, который учил детей закалять характер, не останавливаться на достигнутом, помогал своим ученикам стать теми, кем они хотят, Афанасии Хукаленко.

Педагоги на вечере-чествовании Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Будущий педагог родился в 1922 году в селе Дубинка Сумской области Украинской ССР. В 1940 году он был призван в армию — служил на Дальнем Востоке, учился в артиллерийском училище.

Афанасий Хукаленко прошёл боевое крещение под Сталинградом в составе 64-й армии под командованием генерала Михаила Шумилова. Армия прославилась в Сталинградской битве, когда вместе с 62-ой армией, которой командовал Василий Чуйков, удерживала город, а затем перешла в наступление, участвовала в окружении и ликвидации группировки фашистов. Солдаты и офицеры 73-й гвардейской стрелковой дивизии, в составе которой служил командиром батареи лейтенант Хукаленко, после завершения Сталинградской битвы были переброшены под Белгород.

В период Курской битвы Афанасий был лейтенантом, командиром взвода управления 6-й батареи 153-го гвардейского артиллерийского полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии. За бои на Курской дуге Афанасия Хукаленко наградили орденом Красной Звезды. Он также участвовал в форсировании реки Днепр, в боях за освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Войну Хукаленко закончил в Австрии и приехал в Белгород.

Афанасий Хукаленко Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

После войны Афанасий Евтихиевич занимался подъёмом сельского хозяйства, восстанавливал разрушенный Белгород, ставший для него родным. Однако большую часть своей жизни он посвятил воспитанию молодого поколения. Педагогический стаж Хукаленко — 40 лет, из которых 25 он работал директором школы № 32 города Белгорода.

С 1996 по 2005 годы педагог возглавлял городской Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов.

   
   

Афанасий Хукаленко написал книгу «Годы огневые» о боевых действиях 153-го Уразовского артиллерийского полка. По его инициативе в 1998 году в Белгороде установили памятники-бюсты Маршалам Советского Союза Георгию Жукову и Ивану Коневу, а в мае 2001 года в парке Победы открыли Аллею героев-белгородцев.

Педагога наградили орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красного Знамени, орденом «Знак Почёта». Афанасию Евтихиевичу присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР» и «Почётный гражданин города Белгорода» за многолетнюю плодотворную работу по руководству Белгородским городским Советом ветеранов войны, труда, большой вклад в дело патриотического и нравственного воспитания.

Строить на руинах

На открытии выставки-биографии «Педагогические династии Белгородчины» сотрудники Белгородского государственного историко-краеведческого музея рассказали о заслуженном учителе России и отличнике просвещения белгородке Евдокии Луевой.

Евдокия Дмитриевна начала работать педагогом в 1921 году. В течение десяти лет она вела уроки в начальной школе в селе Дальняя Игуменка, а затем стала завучем Белгородской железнодорожной школы № 35. Параллельно с работой в школе Евдокия поступила в институт иностранных языков на заочное отделение, окончила его в 1940 году и стала преподавателем немецкого языка.

Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

В октябре 1941 года, когда начиналась оккупация Белгорода, Евдокия Луева сопровождала эшелон с эвакуированными учащимися школы № 35, семьями железнодорожников и детьми из Борисовского детдома в город Акмолинск (совр. город Астана — Прим. ред.). Учительница помогала эвакуированным белгородцам на новом месте и продолжала вести уроки.

В период оккупации Белгорода фашистские захватчики устроили в школе № 35 конюшню: для отопления ломали полы в классах, здание осталось без дверей и окон. После освобождения города Евдокия Дмитриевна активно восстанавливала учреждение, а после возглавила школу. Школа № 35 стала первой городской школой, которая с 1 сентября 1943 года возобновила работу.

В школе учились дети с разных железнодорожных станций — добираться до учреждения им было достаточной долго. Евдокия Луева обратилась в Белгородский городской совет с просьбой передать школе здание на улице Вокзальной для создания интерната.

— В интернате было уютно и по-домашнему тепло, отмечались праздники и день рождения. Для организации питания учащихся и воспитанников интерната стараниями Евдокии Дмитриевны была построена единственная в Белгороде школьная теплица и крольчатник. Создавались школьные мастерские и стадион. Всё это — в разрушенном войной Белгороде, — рассказала старший научный сотрудник отдела истории музея Анастасия Елисеева.

Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

В конце 50-х годов Евдокия Луева отправилась в Министерство строительства СССР добиваться возведения нового здания школы. Поездка оказалась успешной: в новой школе появился клуб интернациональной дружбы, единственный в городе класс для математически одарённых детей, духовой и эстрадный оркестры, а также школьный театр.

Учительница награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медалью «За трудовое отличие».

Обучение детей в годы Афганской войны

На вечере-чествовании «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» в музее-диораме присутствовала заслуженный учитель Российской Федерации, отличник народного просвещения Галина Заморозова.

В течение 44-х лет Галина Ивановна передавала свои знания детям. Она 27 лет работала директором Белгородской школы № 3 — именно при ней учебное заведение получило статус гимназии и вошло в число лучших школ России.

Галина Заморозова Фото: АиФ/ Екатерина Добринская

Галина Заморозова на протяжении двух лет находилась в командировке в Афганистане, когда на его территории продолжался военный конфликт. В лицее Революции, который находился в столице страны городе Кабуле, учительница преподавала русский язык для афганских ребят. По словам педагога, это чудесная страница её жизни.

— Я приехала в Кабул в составе группы молодых и активных учителей, которые хотели научить всему и вся всех желающих. Обучала мальчиков-старшеклассников в возрасте 16-18 лет русскому языку — это были замечательные дети, желающие изучать русский язык, обязательно приехать в Советский Союз и учиться в одном из высших учебных заведений, — рассказала Галина Ивановна.

Педагог убеждена, что учитель — это не работа и не профессия, а призвание и состояние души. Главное качество учителя — любовь к детям. Только любовь помогает учителю воспитывать детей, находить в них изюминки, которые педагог вместе с ребёнком будет постепенно развивать.