В Белгородской области открылся музей к 20-летию Воскресенского монастыря

В селе Зимовенька Шебекинского района к 20-летию Воскресенского женского монастыря открыли историко-краеведческий музей в цокольном помещении храма.

   
   

Трудами матушки Феодосии, сестёр монастыря и сотрудников Музея архитектурной керамики «Керамарх» из Санкт-Петербурга была собрана интересная и во многом уникальная коллекция экспонатов и архивных материалов, касающихся истории слободы Зимовенька.

Здесь представлены различные исторические документы, касающиеся слободы и её жителей. Особое место занимает дарственная грамота, датированная 1616 годом, о передаче земель слободы для нужд Нифонтовой пустыни из Российского государственного архива древних актов. В числе экспонатов музея – исторические кирпичи, использованные при строительстве монастырского храма Воскресения Христова с клеймом 1896 года.

Одна из главных достопримечательностей монастыря – фаянсовый иконостас производства товарищества Кузнецова начала XX века – определила тематический акцент большого зала музея: он посвящён архитектурной керамике в русском храмостроительстве. В России всего четыре музея, в которых представлены кузнецовские иконостасы, но самая разнообразная коллекция деталей находится в музее архитектурной керамики «Керамарх» Санкт-Петербурга и в историко-краеведческом музее Воскресенского женского монастыря села Зимовенька. Есть тут и рассказ о самом Матвее Сидоровиче Кузнецове – фаянсовом монополисте начала прошлого века, сумевшем превратить небольшое  семейное дело в  одно из крупнейших керамических производств Европы. Экспозиция музея  знакомит с тем, как развивалась храмовая керамика с XVI века по настоящее время.

Музей рассказывает и об истории слободы в XX веке, в военное время, в том числе о подвиге Героя Советского Союза радистки Елены Стемпковской, которая в одиночку отстреливалась от фашистов с колокольни монастырского храма, прикрывая отход своего 216-го стрелкового полка в 1942 году.

Есть в музее разделы, рассказывающие об основании монастыря, его современной жизни и насельницах. Монастырский храм не только очень красив, но имеет уникальное напольное покрытие из керамической плитки, выложенное при строительстве храма 1912 году. До сих пор, спустя более 100 лет, она находится в прекрасном состоянии.

«История начинается с малого, и мы собирали экспонаты по крупицам, ведь наш долг - бережно хранить память о прошлом», - говорит матушка Феодосия.