В четверг, 14 октября, в Белгороде в рамках социального проекта «Сама виновата» прошёл круглый стол, посвящённый теме домашнего насилия в регионе. На встрече присутствовали сотрудники УМВД по Белгородской области, члены общественного совета при региональном УМВД, психологи, юристы. Они представили свои точки зрения на проблемы домашнего насилия и рассказали способы борьбы с ним, также своими историями поделились жертвы домашнего насилия. Корреспондент «АиФ-Белгород» побывала на встрече.
Бессилие полиции
Обсуждение начали сотрудники УМВД.
«В первую очередь я бы хотел сказать о том, что у нас в законодательстве фигурирует только бытовое насилие, термина «семейно-бытовое насилие» там нет. В понятие бытового насилия входят не только побои между мужем и женой, но и конфликты между дальними родственниками, знакомыми, соседями, друзьями» - отметил начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области, полковник полиции Александр Толдинов.
В Белгородской области за девять месяцев 2021 года в полицию поступило десять тысяч обращений от граждан по факту причинения телесных повреждений. За пять лет в регионе зафиксировано более 600 административных протоколов за побои. Что касается более тяжкого причинения вреда здоровью, которое является уголовно наказуемыми, то за четыре года в среднем по области фиксируется около 500 таких преступлений. Также на территории области в среднем в год фиксируется около 50 убийств.
По словам Александра Толдинова, несмотря на то, что уровень бытового насилия в Белгородской области ниже среднероссийского, сотрудники полиции все равно проводят профилактическую работу на своих участках. Проверяют те семьи, которые уже стоят на учете, проводятся беседы. Если в семье часто происходят бытовые ссоры, Толдинов советует на время разъехаться.
«У нас в ведомстве есть штатные психологи, но они работают только с сотрудниками полиции. И, к сожалению, мы не можем оказать психологическую помощь жертвам бытового насилия» - отмечает сотрудник МВД.
Помочь жертвам бытового насилия уехать от обидчика тоже непросто, так как нет специальных центров. Обычно жертва и агрессор во время разбирательств остаются жить в одном доме. Замедляет расследование то, что обычно при семейном насилии практически нет свидетелей, поэтому полицейским приходится опрашивать соседей, знакомых, коллег, что отнимает много времени.
«Главное об этой проблеме не молчать, а обращаться в полицию, пока просто побои не привели к более тяжким преступлениям. На некоторых людей человек в форме оказывает влияние», - подчеркнул полковник.
Насилие в отношении детей
Статистики именно по семейно-бытовому насилию в России практически нет. Это в основном связано с тем, что семейные преступления квалифицируют по разным статьям. Например, по статье 6.1.1. КоАП РФ «Побои».
Такая ситуация сложилась из-за так называемой «декриминализации домашнего насилия» или законопроекта о декриминализации побоев в семье, который приняли в 2015 году. Под «побоями» в подписанном законе подразумеваются действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий». Если такие побои совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них грозит только штраф в 30 тысяч рублей, арест на 15 суток или исправительные работы.
По результатам отчета Росстата можно сделать выводы, что каждая пятая женщина в России страдает от домашнего насилия, более трети женщин подвергались вербальному насилию, при этом лишь каждая пятая женщина сообщает о случаях домашнего насилия.
Но домашнее насилие касается не только женщин, но и детей. О ситуации рассказала заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних управления участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области, подполковник полиции Марина Ченцова.
«Вопрос, который вынесен на рассмотрение, очень важен. Хотелось бы начать со статистики. По итогам девяти месяцев 2021 году в регионе зарегистрировано более 500 преступлений, которые совершены в отношении несовершеннолетних. Больше половины этих преступлений составляют злостные уклонения от уплаты алиментов. Также существует проблема, связанная с сексуальными отношениями с несовершеннолетними. Таких преступлений за девять месяцев было совершенно более 60, и чаще всего они совершаются членами семьи. По фактам недобросовестного обращения с детьми было получено более 14 обращений за последние четыре года.Чаще всего авторами насилия становятся отцы», - рассказала Марина Ченцова.
Психологическая помощь жертвам домашнего насилия
Также на мероприятии выступил психолог, преподаватель НИУ «БелГУ» Дмитрий Сазонов.
«Согласно моей практике, из-за пандемии и того, что люди оказались заперты внутри своей семьи, произошел всплеск обращений, связанных с домашним насилием, в психологическую службу. Обращались и жертвы насилия, и агрессоры. При этом существует не только физическое насилие, но и психологические – контроль над личной жизнью другого человека, проверки телефона, постоянные звонки. В отношении детей - это принуждение вести себя определенным образом, изъятие личных вещей, ограничение контактов с друзьями. Все это может достигать крайних мер» - рассказал психолог.
Также Дмитрий Сазонов объяснил термин «экономическое насилие» — когда все деньги сосредоточены в руках агрессора, который самостоятельно без обсуждения решает, как распоряжаться средствами. Личных средств у жертвы нет. Сюда же относится и запрет на трудоустройство. Законы никак не могут повлиять на ситуацию, так как нет соответствующих инструментов.
Еще одной проблемой является сексуальное насилие в семье, тот самый «супружеский долг», когда жертву манипуляциями и давлением принуждают к половому акту. Такое насилие может вызвать ряд психологических и сексуальных проблем у жертвы.
По словам Сазонова, единственное, что можно сделать для искоренения этих проблем, — это психопросвещение. Необходимо с детства объяснить границы между допустимым и недопустимым, а также воспитывать в людях сознательность. Кроме того, психолог указал на то, что в общействе принято думать, что с домашним насилием сталкиваются только неблагополучные семьи, но на самом деле масштабы проблемы намного шире. Побои и унижения встречаются и в семьях, где не пьют и не употребляют наркотики.
«Авторами насилия могут быть и совершенно обычные люди, которые носят галстук, ходят на работу и являются полноценными членами общества. Домашнее насилие не ограничивается только семьями, которые стоят на учете в полиции» - подчеркнул психолог.
Закон о домашнем насилии
Еще одним из выступающих стал юрист Илья Потёмкин, который рассказал о том, с чем жертвы домашнего насилия могут столкнуться при обращении в полицию. В первую очередь заявление в правоохранительных органах могут просто не внести в специальную книгу учета, которая гарантирует рассмотрение дела в порядке уголовно-процессуального кодекса. Если же заявление не вносится, то оно будет рассматриваться в другом порядке - как обращение в органы власти и органы местного самоуправления. Но такие обращения рассматриваются намного дольше и по ним могут не завести ни уголовное, ни административное дело.
По словам адвоката, некоторые сотрудники полиции не всегда обращают внимание на случаи домашнего насилия, но даже если и обращают, то в большинстве случаев у них нет никаких полномочий помочь. Поэтому необходимо менять законодательство, вносить изменения и поправки в существующие законы.
Россия является одной из немного стран, в которых до сих пор нет закона о домашнем насилии, который защищал бы жертв от авторов насилия, если они являются близкими родственниками, супругами или сожителями.
Проблема домашнего насилия широко обсуждается на федеральном уровне, но в большинстве регионах России об этом не говорят вообще. Эта тема часто является источником споров и разногласий. К примеру, закон о профилактике семейно-бытового насилия.
Законопроект о профилактике домашнего бытового насилия обсуждается в России около десяти лет. В основном его критикуют за антисемейную направленность и размытость формулировок. Также критике подверглись широкие возможности для вмешательства в семейную жизнь для некоммерческих организаций. Но в 2021 году спикер Совфеда Валентина Матвиенко сообщила, что планируется до конца года внести законопроект в Госдуму.
«Думаю, мы внесём наконец в Госдуму в осеннюю сессию закон о профилактике семейно-бытового насилия. Уверена, что он будет по-прежнему вызывать споры, но нынешний вариант уже приемлем для внесения и обсуждения», - сказала чиновница в эфире телеканала «России 24».
Авторы документа предложили ставить на профилактический учет агрессоров. Согласно законопроекту, необходимо также обязывать виновных в насилии покинуть место проживания с жертвой и прекратить общение с ней.