Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма отмечается ежегодно 2 апреля. Аутизм – это нарушение развития, обусловленное особенностями работы центральной нервной системы. Этот диагноз ставят детям независимо от пола, расы и социально-экономического положения.
«АиФ-Белгород» поговорил с исполнительным директором белгородской организации «Синяя птица», специализирующейся на помощи семьям, имеющим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), Ольгой Димченко а также с художественном руководителем организации Татьяной Климачковой и узнал, как обстоят дела с социальной адаптацией детей с аутизмом в современной России и как им помогает творчество.
«Детей с аутизмом перестали называть дебилами»
Алена Повалюхина, «АиФ-Белгород»: Для начала расскажите, чем занимается ваша организация.
Второе направление – работа с родителями. Мы оказываем им психологическую помощь и обучаем базовым навыкам помощи детям, например, как налаживать общение. Не в плане речи, а в плане коммуникации. Например, если кто-то из детей не разговаривает, диалог с ним можно выстроить через карточки. Также мы проводим тематические лекции и организуем культурный досуг. Родители, которые привыкли экономить на себе, ходят в филармонию и на различные мастер-классы.
Третье направление – информирование общества, чтобы изменить отношение людей к аутизму.
- Расскажите об этом подробнее.
Ольга Димченко: Раньше родители детей с аутизмом чаще жаловались, что их прогоняют с площадок и говорят: «Уберите отсюда своего дебила». Сейчас ситуация улучшилась. Стало больше людей, которые понимают, что дети с аутизмом не опасны для сверстников.
Для этого была проделана большая работа. В частности, мы запускали фотопроект «Иллюминатор», в рамках которого собрали снимки наших подобечных с мини-историями каждого из них. Была организована выставка, позже появился сайт. Проект был призван показать, что у таких детей есть свои интересы и увлечения.
Также у нас есть проект про мам. Там собраны девять историй мам особых детей. Нам важно было показать, что это нормальные женщины – не маргинальные, как часто думают.
- Получили ли эти проекты отклик?
«Театр делает детей увереннее»
- Какие еще проекты вы реализуете в рамках работы по информированию общества об аутизме?
Ольга Димченко: Мы проводим общегородские инклюзивные мероприятия, в рамках которых наши подопечные взаимодействуют с другими детьми. Там мы проводим уроки добра, на которых рассказываем, что такое ментальные нарушения. Через игру показываем обычным детям, что чувствуют их ровесники с аутизмом.
- Насколько я знаю, в рамках вашей организации есть инклюзивная творческая студия. Расскажите, как она появилась.
Татьяна Климачкова: Несколько лет назад я увидела фотовыставку «Иллюминатор» и захотела помогать таким детям. У меня был свой частный театральный кружок. Когда я стала волонтером «Синей птицы», увидела, что там есть дети, которые могут заниматься в нашей студии, и пригласила их. Так мы прозанимались полгода, а потом выиграли грант на создание инклюзивной студии. Я стала сотрудником «Синей птицы» и предложила детям, которые ходили в частный кружок, перейти со мной в инклюзивную группу. Разумеется, с согласия родителей. Большинство дали добро.
- Как строится работа в студии?
Ольга Димченко: Студию посещают 12 детей, семь из которых – с ментальными нарушениями. Мы ставим постановки – за основу берем произведения Корнея Чуковского, потому что они соответствуют возрасту. Порой зрители подходят после спектаклей и говорят: «Мы не поняли, где там дети с аутизмом».
Сейчас мы активно развиваем музыкальное направление, во время пандемии давали онлайн-концерт. В репертуаре композиции Владимира Шаинского и другие детские песни. А один из наших воспитанником вместе с педагогом даже играет Моцарта. Они выбирают упрощенные аранжировки, играют в четыре руки, но тем не менее.
- Как творчество помогает детям с аутизмом?
Ольга Димченко: Мы не ставим основной целью научить ребенка петь или танцевать. Главная цель – обучить его взаимодействию, потому что у детей с ментальными нарушениями как правило есть проблемы с коммуникативной функцией. Театр – это же игра в жизнь, в рамках которой дети усваивают поведенческие сценарии.
Воспитанники, которые регулярно занимаются у нас больше трех лет, становятся другими людьми – уверенными, общительными, лучше чувствуют свое тело. Иногда они даже первыми идут на контакт, что для наших детей очень круто.
Приведу конкретные примеры. Примерно три года назад к нам пришли две маленькие девочки. Они не говорили и не обращали внимания ни на кого, кроме мам. Сейчас им по семь лет. Одна из них разговаривает, читает, поет, взаимодействует с окружающими, вторая – говорит, коммуницирует, выполняет задания.
«Наш воспитанник с успехом учится в вузе»
- Какие перспективы у детей с аутизмом, когда они становятся взрослыми? Могут ли они получить образование и найти работу?
Ольга Димченко: Ситуация по всей стране примерно одинаковая. Работа в этом направлении ведется, но предстоит сделать еще очень много. В Белгородской области детей с аутизмом начали принимать в средние учебные заведения, но с сопровождением. Один из наших бывших воспитанников на платной основе поступил в колледж при институте культуры, мама наняла тьютора, который его сопровождал. Затем парень поступил в институт культуры – уже на бюджетной основе. Сейчас он учится на звукорежиссера, считается одним из лучших на потоке.
Что касается поиска работы, то тут все на начальной стадии. Проекты по трудоустройству людей с аутизмом только разрабатываются. Относительно жилья могу сказать, что в Белгороде пока нет так называемых тренировочных квартир, где люди с расстройствами аутического спектра могут жить относительно самостоятельно, но в других городах они есть. Здесь очень важна работа НКО и государства.
- Что нужно делать, чтобы отношение к людям с аутизмом и дальше менялось в лучшую сторону?
Ольга Димченко: Продолжать начатое – проводить уроки добра, фотовыставки, инклюзивные мероприятия. Чем больше людей будут знать, как вести себя с детьми с аутизмом, тем проще будет таким детям.