Утро в Белгороде начинается с сирены и громких взрывов — это уже традиционные звуки за последние полторы недели. С начала СВО областной центр ещё не повергался таким обстрелам — ежедневным, по нескольку раз в день. ВСУ бьют по мирному городу из реактивных систем залпового огня «Вампир», полным пакетом снарядов.
«Улов» осколков
Привыкнуть к звукам взрывов невозможно, а вот научиться жить и подстроиться под суровые реалии нам пришлось. Каждый белгородец уже давно знает, что при объявлении ракетной опасности нужно сразу искать безопасное место. В последние две недели именно эти правила помогают сохранить жизни многим, кто оказался под обстрелом, особенно на улице. Сидишь, работаешь дома за компьютером, услышал сирену — бегом в ванную или в коридор. Идёшь по улице, услышал сирену — быстро в бетонное укрытие или ближайший подъезд. В последнее время в городе появились контроллеры на домофонах подъездов, открывающиеся автоматически при ракетной опасности, каждая такая дверь в подъезд помечена специальной большой красной наклейкой, и укрытия поставили практически по всему городу.
И не зря, вот во время прилета 20 марта на Крейду на улице Макаренко снаряд разорвался возле бетонного модуля укрытия, его посекло осколками. Но люди внутри не пострадали.
Власти Белгорода объявили, что в ближайшие дни приобретут и установят дополнительно ещё 100 защитных модулей.
Как только прошёл обстрел, начинается «перекличка по-белгородски». Тут же судорожно звонишь или пишешь родителям, друзьям, коллегам: «Все живы?». И так, к сожалению, несколько раз в день. Последнюю неделю мы все даже начали шутить, что стреляют «по расписанию». Объявили утром ракетную опасность, прошёл обстрел, затем отмена опасности. Значит, теперь есть «окно» как минимум в два часа, чтобы быстро добежать до магазина или сходить по делам недалеко от дома.
«Последние несколько дней наша семья не рискует выходить из дома. Еду заказываем доставкой на дом. Слава Богу, они ещё работают в городе! Родители не очень умеют обращаться с гаджетами, поэтому мы заказывали продукты и им. А вот людям старой закалки, таким, как моя бабушка, всё нипочём. Звуки взрывов её не пугают — ведь надо сходить в банк, получить пенсию, или в магазин за хлебом», — говорит жительница Белгорода Мария.
Доставщики — люди отважные, в основном это молодежь на велосипедах или электросамокатах. «А что сидеть дома? Работать-то надо. Так и проходит рабочий день. Ездишь по городу на велосипеде, доставляешь людям продукты. Как только объявляют ракетную опасность, наш магазин временно перестаёт принимать заказы до отбоя тревоги», — говорит курьер службы доставки Владимир.
«Ещё одни мои бабушка с дедушкой, Надежда и Николай, живут в посёлке Разумное, в том самом, куда уже третий день подряд прилетает во время обстрелов, — продолжает Мария свой рассказ. — Живут в частном доме, уезжать не хотят. «Это же наш дом, куда мы отсюда уедем?» — говорят они. После каждого очередного обстрела, когда затихает, бабушка выходит во двор посмотреть, не прилетело ли чего к ним. А потом идёт на огород и собирает около десятка осколков.
Прислала мне на днях фото одного из таких «уловов», пишет: «Смотри, сколько насобирала во дворе!» К счастью, ни один из осколков не попал в сам дом».
Хроника обстрелов
Утром 21 марта около 8 часов утра в Минобороны РФ сообщили, что дежурными средствами ПВО десять реактивных снарядов уничтожены в воздухе над Белгородом. Эти ракеты имеют дальность до 40 километров, бьют ими от границы, долетает до южной части Белгорода и пригородов — густонаселенных районом малоэтажной застройки.
21 марта прилетело в район улиц Щорса-Мокроусова, там расположен большой новый спорткомплекс «Белгород Арена» — в нём пострадал фасад, Этот спортивный комплекс на 10 тысяч мест был открыт в 2021 году как домашняя арена для знаменитого волейбольного клуба «Белогорье», но с началом СВО стал одним из пунктов временного размещения.
В шести окрестных многоэтажках частично выбило стекла в окнах, в одной из них осколки снаряда прилетели на верхние этажи — есть угроза обрушения балкона. На месте работают аварийные службы, сообщил губернатор Вячеслав Гладков.
По предварительным данным, во время этого обстрела пострадали пять человек. Двух женщин и мужчину с закрытыми черепно-мозговыми травмами, мужчину с осколочным ранением голени «Скорая» доставила в городскую больницу № 2, мужчину с осколочными ранениями руки и плеча — в Областную клиническую больницу. Всем пострадавшим оказывается вся необходимая медицинская помощь.
20 марта прилетело в другой густонаселённый район Белгорода — Крейда, снаряд упал прямо посреди проезжей части, рядом в машине находился мужчина — его убило на месте. Ещё одним снарядом развалило крышу и второй этаж детского садика, побило стекла в 41 квартире в 16 многоэтажках.
19 марта прилёт был в пригород Белгорода —поселок Разумное, на парковку возле школы. Пострадал 15-летний подросток, ему осколком оторвало кисть руку. Говорят, парень любил играть на гитаре.
Уберечь детей
Чтобы обезопасить детей, власти приняли решение отправлять их в другие регионы — около 9 тысяч заявок на выезд поступило от родителей за последнее время. 21 марта первая группа из 1200 школьников уже отправилась в оздоровительные лагеря: 655 ребят поехали в Пензу, также туда отправятся 150 спортсменов, остальных детей отправили в Калугу и Тамбов. Также властям региона поступили предложения принять детей от губернаторов Тульской, Астраханской, Московской, Воронежской, Ярославской и Нижегородской областей, Республики Коми, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Дагестан, Ставропольского края и многих других. Уедут школьники Белгорода, Белгородского района, Грайворонского и Шебекинского городских округов — пока на 21 день, а возможно, и до конца учебного года.
Для тех школьников, кто остался в городе, объявили досрочные весенние каникулы. Дети проводят их, сидя по домам — гулять небезопасно. В колледжах и вузах перешли на дистанционное обучение.
20 марта в Воронеж прибыли первые семьи, пожелавшие уехать из Белгорода — всего 95 человек. Их разместили в санатории и в Центре ухода и социализации «Хохольский», в двух- и трехместных номерах с отдельными кухнями, санузлами, душевыми и сразу накормили. Врачи провели осмотр, люди довольны — тепло и уютно. Говорят, что не хотели уезжать последнего, но когда был прилет в село Никольское, и увидели в соцсетях, как там трупы из-под завалов вытаскивают, решились — надо уезжать.
Несмотря на такую сложную обстановку, белгородцы не падают духом. Уезжают не все — многие остаются, город живёт, люди работают, магазины открыты, продукты в них есть. Коммунальщики приводят город в порядок после зимы.
Убирать осколки выбитых стекол помогает молодежь, волонтёры. Вовсю идёт восстановление повреждённого жилья.