Указом президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В рамках тематического года в ГБУК «Белгородский государственный историко-краеведческий музей» открылась выставка-биография «Педагогические династии Белгородчины».
На выставке представлены уникальные предметы двух столетий, которые освещают историю образовательных учреждений Белгородской области и знакомят с выдающимися педагогами региона: изображения учебных заведений со старинных открыток, фотографии, учебники, конспекты, личные вещи учителей, их награды и многое другое.
Развитие образовательной сферы на Белгородчине
Становление образовательной сферы на Белгородчине начинается в середине 19 века. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года известно, что в Белгороде грамотных граждан было 39,4%, при этом женщин — чуть более 4%.
— Образование было платным, недоступным для всех. Работали гимназии двух типов: казённые и частные, которые содержались на средства мецената. Среди последних в Белгороде была мужская гимназия имени герцога Эдинбургского, а также частная женская гимназия В. И. Коротковой, — рассказала старший научный сотрудник отдела истории музея Анастасия Елисеева.
В 1876 году в Белгороде был открыт девятый в России учительский институт. Поступить в него могли только мужчины, но для этого им нужно было сдать восемь вступительных испытаний. У института не было собственного здания — он размещался в наёмном доме купцов Мачуриных на улице Сергиевской. При институте было открыто городское двухклассное училище, в котором будущие учителя проходили педагогическую практику.
Согласно данным 1911 года, в институте учились 60 студентов, среди которых было 40 сыновей крестьян, двое сыновей чиновников и ещё двое — купцов.
В 1912 году в Белгороде работало 30 учебных заведений: учительский институт, 12 церковно-приходских школ, три женские и одна мужская гимназия, две профессионально-ремесленные школы, духовная семинария, а также реальное, епархиальное женское, высшее начальное, подготовительное и пять городских приходских училищ.
После 1917 года в стране произошли коренные изменения в сфере образования. Советскую школу создавали как единую систему совместного и бесплатного общего образования, которое доступно для всех. В фонде музея есть сделанная в 1920 году фотография учащихся Весёлолопанской школы. У детей не было школьной формы, некоторые приходили на уроки босыми.
— Ни о каком материально-техническом оснащении в то время не идёт речи. Но чтобы страна была сильной, образование детей необходимо, ведь они будущее нации, а создают это будущее преподаватели и учителя, — подчеркнула Анастасия Елисеева.
Учительский институт в 1920 году переименовали в Белгородский институт народного образования, а спустя три года — в педагогический техникум. Только в 1939 году учреждение вновь преобразуют в Белгородский государственный учительский институт. В нём работали два отделения: физико-математическое и естественно-географическое. В связи с началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, институт временно приостановил работу, а в 1944 году снова открылся, но уже в Старом Осколе, так как Белгород был сильно разрушен.
Новый этап в сфере образования начался после образования региона — в 1954 году. На тот момент в Белгородской области насчитывалось 1614 школ: 1022 — начальные, 102 — средние, остальные — семи- и восьмилетние. Активно шло строительство новых школ.
Педагогические кадры готовили в учительском институте и трёх педагогических училищах. Институт претерпевал несколько реорганизаций и, наконец, в 1957 году учреждение перевели в областной центр и переименовали в Белгородский государственный педагогический институт. В 50-е в институте работало около 80 преподавателей, среди которых 26 были доцентами и кандидатами наук.
В 1963 году началось строительство четырехэтажного учебного корпуса Белгородского педагогического института в северном микрорайоне города. В 1966 году институт переехал в новое здание. В это время ректором института был кандидат исторических наук Дмитрий Забродин, впоследствии ставший заместителем министра просвещения РСФСР. К концу 60-х в институте работали 189 преподавателей, и обучались 1650 студентов.
Педагогические династии региона
Большой вклад в развитие сферы образования Белгородской области внесли отдельные преподаватели и целые педагогические династии.
Более 600 лет трудятся представители педагогической династии Соколовых-Печёнкиных-Подерягиных, которую основали сельские учителя Иван Соколов и Фёдор Печёнкин.
Один из известных членов этой династии — народный учитель СССР Василий Подерягин. Мужчина 35 лет был директором Шелаевской средней школы. В 80-х учреждение было экспериментальной площадкой и участником научно-педагогического практического объединения «Белогорье» института общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. Шелаевская школа стала учебно-воспитательным комплексом. На её базе открылся сельский опытно-экспериментальный Центр образования и культуры, который объединил девять внешкольный учреждений.
Как рассказала Анастасия Елисеева, возможности ребят из сельских школ в советское время были ограничены, поэтому Василий Подерягин большое внимание уделял развитию школ-комплексов, чтобы после учёбы дети могли в этом же учреждении заниматься в кружках.
В 2006 году школа под руководством Василия Подерягина стала лауреатом международного конкурса имени Макаренко и победителем десятого образовательного форума в номинации «Инновации в воспитании». Кроме того, Шелаевскую школу занесли во Всероссийскую Книгу Почёта как лучшее учебное заведение страны. Сам Василий Подерягин награждён медалью Макаренко «За педагогическую доблесть», медалями «За заслуги перед Землёй Белгородской» II и I степени, а также нагрудным знаком «60 лет Белгородской области».
Учитель физики Гавриил Шаламов и учитель физкультуры и начальной военной подготовки Николай Гладких основали педагогическую династию Маховых. Сейчас этой династии свыше 250 лет.
Игорь и Ольга Маховы воспитывались в семьях педагогов. Ольга работала учителем начальных классов в городской школе № 11, а спустя 29 лет стала её директором. Как руководитель школы она стала лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы — 2017». Игорь Махов вёл в школе уроки физкультуры. Он получил звание «Заслуженный учитель РФ» и «Отличник народного просвещения».
Дети Игоря и Ольги Маховых тоже посвятили свою жизнь педагогической деятельности. Сын Валерий работает учителем физкультуры в школе посёлка Дубовое, а его брат Игорь — в городской школе № 11. Валерий вошёл в число лучших 15 учителей страны на Всероссийском конкурсе «Учитель года», а Игорь стал победителем Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» и завоевал звание «Лучший детский тренер страны».
Династия Маховых в 2011 году победила в областном конкурсе конкурса «Лучшая трудовая династия», а в 2012 году выиграла в городском конкурсе «Семейные династии».
Больше века назад началась история педагогической династии Никулиных, родоначальницами которой считаются три сестры: Антонина, Мария и Елена. Женщины работали сельскими учительницами в 1913-1914 годах в Щигровском уезде Курской губернии.
Брат Никулиных Иван вместе с женой Ксенией в 30-е годы преподавал в Церковнянской сельской начальной школе Белгородского района. Их дети также стали учителями: Раиса была заведующей Дроняевской школой Курской области, преподавала русский язык и литературу в Черемошанской школе Белгородского района; Юрий учил детей основам военной подготовки в Толоконовской школе Белгородского района, Инна и Светлана преподавали немецкий язык в Весёлолопанской школе Белгородского района.
Представительница династии Светлана Пашкова — ветеран труда, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ с 65-летнем стажем. В 1963 году она закончила Курский государственный педагогический институт и стала учителем немецкого языка средней школы. Уже с начала 60-х Светлана Пашкова работала в Весёлолопанской школе Белгородского района.
На открытии выставки Светлана Пашкова рассказала, что она направила свою педагогическую деятельность в укрепление мира и дружбы между двумя народами.
— Когда я стала работать, видела колючие глаза детей, которые говорили: «Не хочу я учить этот немецкий язык, они моего папу убили!». Было очень тяжело — я сама это всё пережила. <...> Нужно было донести детям, что власть и народ нужно разделять, что враги — это Гитлер со своей кликой, а у самого немецкого народа есть много положительных сторон и достоинств, — поделилась учительница.
На уроках Светлана Пашкова рассказывала детям о выдающихся немецких учёных, изобретателях и композиторах, достижениях нации. Она организовала клуб интернациональной дружбы, который объединял граждан разных стран на протяжении 40 лет.
— Мы заключали договоры с немецкими школами и проводили обмены учениками. Наши дети отправлялись в их школы и гимназии, немецкие дети — в Весёлолопанскую школу. Дети дружили, дружили семьями, приезжали друг к другу в гости, знакомили с местным бытом — всё это было невероятно интересно, — рассказала Светлана Пашкова.
Светлана Пашкова — разносторонняя личность с множеством увлечений. Заслуженный учитель работает внештатным корреспондентом в газете «Знамя», пишет стихи, песни, статьи, очерки и рассказы о родном крае, земляках, школе, выпускает свои книги. Кроме того, уже 11 лет она руководит творческим ансамблем, который ездит с концертами по Белгородчине. Светлана Пашкова дорожит каждым днём своей жизни и считает, что он должен быть наполнен чем-то полезным.
Сейчас династия Никулиных насчитывает 35 педагогов, общий стаж которых составляет более тысячи лет. Школьные учителя, завучи, директора и преподаватели вузов работают в Белгородской, Курской, Тверской областях, а также в Москве. В 2010 году педагогическая династия Никулиных победила в областном конкурсе «Лучшая трудовая династия», а в 2016 вошла в число победителей интернет-форума «Династии земли российской».
Выдающиеся педагоги
В 1921 году свою деятельность начала будущий заслуженный учитель России и отличник просвещения Евдокия Луева. В течение десяти лет она работала учительницей в начальной школе в селе Дальняя Игуменка, а затем стала завучем Белгородской железнодорожной школы № 35. Параллельно с работой в школе Евдокия поступила в институт иностранных языков на заочное отделение, окончила его в 1940 году и стала преподавателем немецкого языка.
В октябре 1941 года, когда начиналась оккупация Белгорода, Евдокия Луева сопровождала эшелон с эвакуированными учащимися школы № 35, семьями железнодорожников и детьми из Борисовского детдома в город Акмолинск (совр. город Астана — Прим. ред.). Учительница помогала эвакуированным белгородцам на новом месте и продолжала вести уроки.
В период оккупации Белгорода фашистские захватчики устроили в школе № 35 конюшню: для отопления ломали полы в классах, здание осталось без дверей и окон. После освобождения города Евдокия Луева активно восстанавливала учреждение, а после возглавила школу. Школа № 35 стала первой городской школой, которая с 1 сентября 1943 года возобновила работу.
В школе учились дети с разных железнодорожных станций — добираться до учреждения им было достаточной долго. Евдокия Луева обратилась в Белгородский городской совет с просьбой передать школе здание на улице Вокзальной для создания интерната.
— В интернате было уютно и по-домашнему тепло, отмечались праздники и день рождения. Для организации питания учащихся и воспитанников интерната стараниями Евдокии Дмитриевны была построена единственная в Белгороде школьная теплица и крольчатник. Создавались школьные мастерские и стадион. Всё это — в разрушенном войной Белгороде, — рассказала старший научный сотрудник отдела истории музея.
В конце 50-х годов Евдокия Луева отправилась в Министерство строительства СССР добиваться возведения нового здания школы. Поездка оказалась успешной: в новой школе появился клуб интернациональной дружбы, единственный в городе класс для математически одарённых детей, духовой и эстрадный оркестры, а также школьный театр.
Учительница была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и медалью «За трудовое отличие».