Индекс гостеприимства. Белгородцы оценят качество и безопасность туризма

Алина Кармазенюк / АиФ

Ряд некоммерческих организаций, профильный координационный совет Общественной палаты России и ИД «Аргументы и факты» предложили создать национальный индекс гостеприимства. Он необходим для повышения качественного уровня и безопасности туризма, а также для улучшения «туристической» репутации регионов и муниципальных образований для российских туристов.

   
   

Как считается индекс?

Защита прав туристов станет главным направлением для всех организаторов Индекса. При этом индексироваться будут как средства размещения, например, отели, кемпинги, хостелы, так и сами российские регионы, где расположены эти объекты.

Предлагается и несколько этапов. На первом проект будет развиваться по двум ключевым направлениям. Так, для отелей подготовят специальный портал, где они смогут выложить анкету с информацией о себе, в том числе подтверждающей наличие элементов гостиничного сервиса — соотношение цена/качество, доступность для маломобильных групп населения, безопасность, экологичность, качество услуг, заявленных при продаже. Регион также будет оцениваться и по участию в программах организации отдыха участников СВО и членов их семей. Второе направление — оценка работы российских отелей уже самими туристами по системе «тайного гостя». Первыми, кто оценит отели в регионах, будут читатели и журналисты АиФ, причём они станут тайными гостями!

Для туристов участие в проекте даст возможность лично повлиять на сервис в отелях и других местах размещения. Для этого они заполнят специальную электронную анкету по каждому отелю, где проживали во время путешествия или деловой поездки. И, что очень важно, — с помощью портала Индекса можно изучить информацию, отзывы читателей АиФ, и после этого уже принять решение о поездке в тот или иной регион и выборе конкретной гостиницы.

Имеет значение участие в проекте и для отелей, а также других объектов размещения туристов: это даст им возможность получить дополнительное продвижение и конкурентное преимущество в информационных кампаниях, но для этого нужно достигнуть высоких позиций в Индексе. Важно это и для регионов: так, регистрация отеля на портале Индекса, загрузка необходимых документов и подтверждений, высокие оценки туристов повышают рейтинг не только отеля, но и субъекта страны.

Для администраций регионов и муниципальных образований поддержка проекта даёт возможность за счёт высоких позиций в Индексе привлечь дополнительный туристический поток, что важно для развития малого и среднего бизнеса, работающего в сфере туризма, а также и для всех близких отраслей, таких как общепит, торговля и, конечно же, культура.

Кстати, очень важная деталь: сегодня в России пока не существует единого интернет-сервиса, дающего возможность в комплексе решить перечисленные задачи. Большинство систем бронирования и отзывов по отелям и туристическим достопримечательностям базируются за границей, часть из них для россиян просто недоступна, а самое важное — отзывы, оставленные на форумах этих систем бронирования, либо анонимные, либо написаны случайными людьми. Национальный индекс гостеприимства призван исправить эту ситуацию. Планируется, что индекс планируется запустят в начале июня этого год. Сейчас портал дорабатывается, идёт создание необходимых положений и инструкций.

   
   

Что думают эксперты?

Идею создания Индекса гостеприимства сейчас активно обсуждают в экспертном сообществе. Так, председатель Всероссийского объединения туристов, руководитель рабочей группы по защите прав туристов Общественного совета Роспотребнадзора Дмитрий Давыденко полагает, что благодаря появлению Индекса отелей путешественник сможет выбрать то, что ему действительно нужно:

«Президент и Правительство РФ вкладывают значительные усилия в развитие внутреннего туризма в нашей стране. Буквально недавно прошло совещание под руководством Владимира Путина по масштабному проекту „Пять морей и озеро Байкал“, где было принято решение о создании больших туристических кластеров для развития семейного туризма. Внутренний турпоток в России в 2023 году составил 78 миллионов человек, а к 2030 году он должен возрасти почти вдвое — до 140 миллионов туристов», — говорит Дмитрий Давыденко, добавляя: это значит, что и сама туристская инфраструктура должна не только вырасти, но и обеспечить для путешественников и отдыхающих комфортный уровень сервиса и максимальную безопасность. По его словам, национальный индекс гостеприимства нужен как раз для этого. С одной стороны, отели заявляют и подтверждают качество своих услуг, с другой стороны — сами туристы эти услуги оценивают.

Генеральный директор АО «АиФ» Руслан Новиков отмечает, что АиФ много внимания уделяет сфере туризма.

«На сегодняшний день у нас действуют два больших и интересных проекта: „Пора ехать!“ и „Отдыхаем здесь“. Оба проекта — информационные. В первом случае — это карта страны с краткой справкой по каждому региону о туристических достопримечательностях, а также с более подробной информацией о разных локациях и даже гастрономических особенностях региона. Второй проект — это витрина лонгридов о разных регионах с видео, инфографикой, интересными рассказами о туристских объектах, красивыми фотографиями природных и исторических памятников, — рассказывает Руслан Новиков. — Оба проекта весьма популярны. Есть постоянная рубрика „Туризм“ на федеральном сайте. Кроме того, со Всероссийским обществом охраны природы мы третий год подряд реализуем проект „Уникальные водоемы России“, который также имеет непосредственное отношение к туризму. В общем, нам близка эта тема».

Руслан Новиков добавил, что у АиФ создана самая обширная редакционная сеть в стране. Более 40 миллионов человек читают сайт и более 22 миллионов человек — газету.

«Поэтому мы с радостью поддержали инициативу Всероссийского объединения туристов по созданию Индекса гостеприимства. С нашей точки зрения — это очень важный интерактивный проект для развития туризма в нашей стране», — добавляет гендиректор АО «АиФ».

Член Общественной палаты России, Председатель Координационного совета по развитию индустрии гостеприимства и отдыха Андрей Максимов также высказал своё мнение. Он считает, что граждане России всё более активно путешествуют по стране, вызывая бурный рост индустрии гостеприимства:

«Это всё более приковывает внимание как к туристическим „магнитам“ той или иной территории, так и к качеству сервиса в гостиницах, ресторанах или на объектах посещения. Запускаемый национальный индекс призван помочь потребителям оценить качество туристических сервисов и инфраструктуры каждого региона и муниципалитета России».

По мнению Президента Фонда «Лидер» Дмитрия Петрова, активное включение в успешную реализацию этого проекта всех заинтересованных участников поможет определить и необходимые условия для формирования культуры туризма в нашей стране. «Информированность и осведомленность туриста, безусловно, скажется на повышении качества услуг в туриндустрии, а Индекс гостеприимства повысит привлекательность внутреннего туризма», — полагает эксперт.