Духовный опыт поколений. На Белгородчине прошли XXII Иоасафовские чтения

Татьяна Черных / АиФ

Пленарное заседание XXII Иоасафовских образовательных чтений по теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» состоялось 5 декабря в большом зале здания правительства области.

   
   

Заседанию предшествовали обсуждения темы на конференциях во всех епархиях Белгородской митрополии, прозвучало более 300 докладов, участие приняли более 3,5 тысяч человек. На пленарном заседании присутствовали архиереи и духовенство митрополии, члены правительства области, председатель и депутаты областной Думы, представители учебных и культурных учреждений региона.

Фото: Белгородская и Старооскольская епархия/ Арсений Клюйко

XXII Иоасафовские чтения — это региональный этап XXXIII Международных Рождественских чтений, которые пройдут в Москве с 26 по 30 января 2025 года и будут посвящены то же важной теме.

О роли Церкви в годы войны

Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн выступил с докладом о духовной роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

«Каждое поколение по мере удаления во времени от событий 1941- 45 годов находит новые смыслы в теме Великой Победы, в этом всемирно значимом событии, для решения насущных проблем настоящего, — сказал Владыка Иоанн. — С самого начала войны во всех храмах Московского патриархата начали служить молебны „при нашествии супостата“, был объявлен сбор средств для нужд фронта, их собирали приходы и передавали в Комитет обороны, — и всё это в условиях, когда Церковь была гонима».

Владыка Иоанн привёл исторический экскурс о том, что представляла из себя Русская Православная Церковь на начало войны. В результате «безбожных пятилеток» за 25 лет советской власти в стране осталось всего около 100 действующих храмов, а на свободе — четыре архиерея и около 200 священников.

«Однако и в те трудные моменты испытания Русская Православная Церковь осуществляла свою патриотическую миссию по сплочению разрозненного гражданской войной и репрессиями народа, — подчеркнул Владыка Иоанн. — Гражданская война расколола общество, в репрессии создали колоссальное напряжение — и в этом состоянии страна вступила в войну. Как следует из записки Маленкова, „церковь — это широко разветвлённая, враждебная советской власти организация“. При этом перепись населения 1937 года, единственный раз, когда в СССР зафиксировали отношение граждан к религии, показала, что из 98,4 млн. человек русского населения неверующими себя считают 43%, а верующими и православными — 57%. Это очень серьёзная цифра после 25 лет гонений!»

   
   

Лишь в 1940 году в результате присоединения к СССР Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии число храмов в СССР увеличилось до 4 тысяч, и встал вопрос об изменении религиозной политики в СССР. Фактически это спасло Церковь от уничтожения. А когда произошло нападение фашистской Германии на Советский Союз, патриархий местоблюститель, митрополит Сергий (Страгородский) призвал верующих выступить на защиту Родины и не сотрудничать с врагом. Советское правительство высоко оценило это заявление.

«С началом войны кардинально меняется отношение к Церкви советского государства, — напомнил митрополит Иоанн. — Для этого существовали внутренние и внешние причины. Прежде всего, наблюдался рост религиозности населения, потому что в окопах атеистов нет. Сталин с его колоссальной интуицией не мог этого не заметить — и он отреагировал, используя авторитет Церкви как народной моральной силы. А этот авторитет был очень высок, ведь богослужения никогда не прекращались, даже во время гонений служили тайно, крестили, венчали, отпевали, совершали Божественную литургию, несмотря на то, что, если об этом становилось известно, всех моментально арестовывали. И в сознании людей это было неким подвигом, но не способствовало консолидации общества. А такие просчёты в руководстве государством обходятся очень дорого. Реакция правительства была в полном изменении подходов: Церковь признали хранительницей национального самосознания. Это очень важный момент. Война началась в воскресенье, когда Церковь праздновала день всех святых, в земле русской просиявших, и на русских святых обратили внимание. Тогда и стали возникать и танковые колонны Александра Невского, и авиационные эскадрильи Дмитрия Донского. Стали возвращаться исконно русские образы для поднятия народного духа. И сегодня наша задача тоже дать эти образы в школах, и то есть сейчас в новых учебниках, для того, чтобы мы с вами определяли свой духовный код и вектор развития нашего государства так, как это делали русские православные святые».

Владыка Иоанн напомнил, что, кроме этих внутренних духовных факторов, включились ещё и факторы внешнеполитические. Была твёрдая позиция Рузвельта, который был религиозным человеком и писал Сталину о том, что вопрос об открытии второго фронта напрямую связан с религиозным положением в СССР. И потому Сталин в 1943 году так быстро позволил провести архиерейский собор, когда 4 сентября произошла знаменитая встреча митрополитов со Сталиным, а уже 8 сентября задействовали авиацию, и из лагерей освобождали архиереев, отмывали их, облачали и тут же везли на архиерейский собор, на котором избрали патриарха, и им стал Сергий (Страгородский). И это не только повлияло на решение об открытии второго фронта, но и стало в дальнейшем определяющим фактором для диалога Церкви и государства.

«Русская Православная Церковь поддерживала и направляла наш народ, и это был её духовный вклад в Победу, — сказал Владыка Иоанн. Церковь подарила надежду, а Великая Отечественная война в духовном смысле стала неким плавильным котлом, где из разрозненных и политически разобщённых людей явился единый советский народ как новая историческая общность. И сейчас мы должны понять, что наша сегодняшняя ситуация также требует того, чтобы мы сплотились и очистились от всякия скверны. Мы должны бороться за своё самосознание, в котором роль Церкви определяющая. И мы сегодня должны все вместе как единый народ, объединённый верой, любовью к Отечеству, любовью к Богу и к ближним, всё сделать для того, чтобы продолжить наши традиции и быть народом-победителем!»

Заслуги учителей

2024 год ознаменован 70-летием образования Белгородской области, и в честь этого события учреждён памятный знак, которым за личный и профессиональный вклад в развитие региона в этот день были награждены митрополит Иоанн и все священнослужители — благочинные Белгородской митрополии.

Памятный знак в честь 70-летия образования Белгородской области Фото: Белгородская и Старооскольская епархия/ Арсений Клюйко

По традиции состоялось награждение победителей регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя». В этом году награды получили два белгородских педагога. Гран-при конкурса завоевала Валентина Румянцева, методист, педагог дополнительного образования Православного детского сада «Введенский» города Старый Оскол.

Награждение Валентины Румянцевой. Фото: Белгородская и Старооскольская епархия/ Арсений Клюйко

Победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» стала Наталья Потапова, педагог дополнительного образования СОШ№ 36 города Белгорода.

В онлайн-режиме выступил заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с общество и СМИ Вахтанг Кипшидзе с докладом о защите религиозных символов и чувств верующих как краеугольном камне христианской цивилизации.

«Без учителя страна не станет для ученика Родиной» — с таким докладом выступил министр образования Белгородской области Андрей Милёхин. Он рассказал о подвиге советских учителей в период войны, об их заботе о детях, и о сегодняшнем дне белгородских учителей. Он, в частности, рассказал об учителе истории школы № 2 города Губкин, призёре Всероссийского конкурса «Учитель года России-2024» Игоре Гребёнкине и его уроке, тему которого министр сделал названием своего доклада. «Таких уроков и на такую тему не было никогда, — подчеркнул Андрей Викторович. Это урок истории в 10-м классе, посвящённый германскому нацизму. Учитель провёл параллель между недавней пандемией ковида, вакциной и коллективным иммунитетом — и «коричневой чумой» нацизма, чуть не погубившей человечество, если бы не героизм советского народа. В ходе урока ребята говорили о губительных последствиях лживой нацистской идеологии, о преступлениях против человечности, не имеющих срока давности. В завершении урока в поисках компонентов «вакцины от нацизма» дети сделали важнейший вывод: от наших героических предков мы получили главное — историческую память. «Именно поэтому мы победили эту болезнь тогда и не заболеем ею сегодня — у нас точно есть коллективный исторический иммунитет. Так победим», — сказал учитель, завершая урок.

С докладами на пленарном заседании вступили епископ Валуйский и Алексеевский Савва и настоятель Иоасафовского собора Белгорода, председатель епархиального отдела по изучению истории Белгородской и Старооскольской епархии протоиерей Леонид Константинов — он рассказал о состоянии приходов Русской Православной Церкви на территории Белгородчины во время фашистской оккупации.

По итогам Пленарного заседания приняли итоговый документ. Митрополит Иоанн напомнил, что в год 80-летия Победы практически в каждом населённом пункте, где есть мемориалы, посвящённые павшим воинам, по ним должны быть служить памятные литии. Белгородская митрополия будет активно участвовать во всех памятных мероприятиях.