Если ученье свет, то просвещение — сильный свет, и о том, на какие сферы он должен быть направлен, рассуждает Роман Травин — директор центра общественно-политического просвещения НИУ «БелГУ», руководитель проекта «Открытая аналитика».
Такой интересный разговор прозвучал в программе «Час пик» Александра Сердюка на «Радио России. Белгород».
Нужны базовые знания
— Роман Андреевич, расскажите о центре — в чем его задача?
— У молодёжи нет жизненного опыта, чтобы делать какие-то выводы. Помогут ли тут какие-то знания, чтобы сделать правильные выводы о происходящем в обществе, в государстве?
— Сейчас принимается огромное количество решений внешне- и внутриполитических, люди о них не всегда знают, часто не понимают их важной значимости — и я согласен, в большей степени это характерно именно для молодёжи. С другой стороны, молодёжь больше восприимчива к новому, они готовы слушать, учиться, они понимают, что в чем-то не разбираются.
— Центр работает — что уже сделано, какие мероприятия, акции уже провели?
— Есть программа развития «Приоритет-2030», в которой участвуют многие университеты, в том числе и наш вуз. В рамках этой программы есть проекты, которые помогают развивать самые разные направления, в том числе, общественно-политическое просвещение. У нас есть несколько направлений деятельности, в первую очередь работа направлена на студентов нашего университета. Мы проводим просветительские лекции, которые посвящены внутренней и внешней политике, украинскому кризису. Довольно много довелось выступать по проблематике политического экстремизма и терроризма.
Отдельное направление ориентировано на людей, которые работают именно с молодёжью — в разных форматах, это лекционные, дискуссионные мероприятия. Есть нестандартные варианты работы, например, мы проводили деловую игру. Был большой проект SputnikPro с международным информагентством «Россия сегодня» совместно с нашим университетом, когда федеральные спикеры дистанционно общались с нашими студентами и преподавателями. Участвуем в мероприятиях органов исполнительной или муниципальной власти в качестве экспертов, плотно сотрудничаем с Белгородским региональным отделением Российского общества «Знание». Наш опыт востребован и с точки зрения содержательной, например, как построить лекцию, как поговорить с молодёжью о текущей ситуации, связанной с СВО, с конфликтом с Западом в целом. И востребовано то, как это у нас устроено организационно, поскольку подобного опыта в стране очень мало. Бывая в командировках, я часто сталкиваюсь с тем, что люди просят презентации о нашей работе, с которыми я выступаю.
В новых регионах больше надежды
— Где побывали в командировках?
— Главное, наверное — это поездка в Луганск с общественной организацией «Русская мечта», которую возглавляет известный писатель Александр Проханов. Там было культурно-просветительское мероприятие, в нем — общественно-политический блок, где мы с коллегами делились своими наработками. Очень яркое впечатление осталось у меня от этой поездки, потому что, с одной стороны, люди с большим интересом всё воспринимали, очень хорошо принимали — но¸ с другой стороны, когда смотришь на те проблемы, которые у них есть, жёстко-бытовые, понимаешь, насколько им нелегко. В самом Луганске относительно спокойно сейчас, но если чуть дальше отъедешь, там ситуация гораздо тяжелее, так что вообще удивительно, как луганчане находят время и силы и на политику, и на культуру. Мы побывали в Луганской государственной академии культуры и искусств имени Матусовского — эти люди просто вызывают восхищение. Поделюсь своим оптимистичным наблюдением: всё-таки с присоединением этих регионов к России — или с их возвращением, можно и так сказать, — конечно, изменилось настроение в обществе, добавилось оптимизма и действительно есть определённые позитивные изменения. Будем надеяться, что они будут идти быстрее.
— Прежде всего, там есть понимание, для чего проводится СВО?
— Там вообще всё однозначно, сомнений нет, хотя и мобилизация коснулась людей очень сильно, и людей творческих. Например, у скрипачей, преподавателей и студентов, и даже среди них люди готовы идти служить, и у них есть действительно понимание того, зачем это всё нужно.
Третья миссия университета
— Центр общественно-политического просвещения — это же не локальное явление, у него есть значение и для Белгородчины в целом?
— Да, по факту мы уже многое делаем — например, сотрудничая с обществом «Знание», реализуем совместные проекты, просветительские встречи и лекции. Например, всё это лето мы с коллегами из общества «Знание» ездили с лекциями об общественно-политической ситуации в стране и в мире на площадки «Арматы». Это организованные министерством по делам молодёжи Белгородской области военно-исторические сборы в палаточных лагерях для подростков. В этом году их проводили на семи площадках по всей области, и мы побывали во всех, а в некоторых — и по нескольку раз.
Самое необычное — недавно совместно с областным министерством общественных коммуникаций побывали в исправительной колонии, где шёл разговор с осуждёнными о вопросах терроризма с точки зрения политической составляющей. Кто бы к нам не обращался, мы стараемся не отказывать, тем более что запрос у общества есть.
На самом деле есть такое модное сейчас понятие, как «третья миссия университетов». Первые две — это собственно образование и наука. А вот третья — это влияние университета вовне, в первую очередь, конечно, на регион и город, в котором он находится. И задача Белгородского университета не только в подготовке студентов — которых у нас, заметим, более 27 тысяч, — но и влияние на регион и с научной, и с социокультурной точек зрения.
— Вы участвовали и во встречах Клуба Горчакова?
— Тут скорее мои личные связи — я являюсь членом этого клуба, которому в этом году исполняется 10 лет, к этой дате была приурочена очередная встреча в июле. Кто не знает, фонд Горчакова был создан по распоряжению президента, а его учредитель — министерство иностранных дел РФ, — эта структура ориентирована на поддержку публичной дипломатии. С ними у нас сложились дружеские отношения, есть совместные проекты, которые мы ещё будем реализовывать.
— Хватает ли времени заниматься проектом «Открытая аналитика», которому вы тоже посвятили не один год?
— Сейчас Центр общественно-политического просвещения для меня в приоритете, но сама идея проекта «Открытая аналитика» имеет серьезный потенциал: в регионах есть целый ряд аналитических структур, но вот то, что продуцировало бы такой открытый аналитический продукт, который ориентирован на широкую аудиторию — то, что на Западе называется «фабрики мысли» — такого у нас не так много. А это очень перспективное, важное и значимое направление. Да, времени катастрофически не хватает, но вот мы с одним из моих молодых коллег в ближайшее время опубликуем очередное исследование, посвящённое Евразийскому экономическому союзу. Кстати, один из плюсов проекта — это возможность молодых ребят, студентов направить, и они на довольно высоком серьёзном уровне делают исследования.
— Вы настойчиво советуете студентам больше читать книги — почему?
— Мы с коллегами обратили внимание на то, что, что даже у нас, у взрослых людей, начал теряться навык чтения — а у молодёжи его нет совсем. Они читают соцсети, смотрят видео. Но вот те люди, которые читают книги — они управляют всем и ставят задачи всем остальным. Поэтому читайте книги — это даст вам возможность для самореализации. Как политолог, советую тем, кто интересуется этой сферой, прочесть «Государя» Макиавели и М.Вебера «Политика как профессия и призвание». Стоит обратить внимание на В.Л.Цымбурского — очень глубокого и сильно недооцененного отечественного автора, писавшего о политике.
Кто читает книги, тот в большей степени что-то понимает. Можно постоянно следить за всеми политическими телеграмм-каналами — и не понять ничего вообще, а можно прочитать одну сравнительно небольшую книгу — и понять очень многое. Так что чтение книг — это одно из лучших вложений в себя.