Белгородский бизнес умирает? Закрытых фирм почти в 3 раза больше открытых

Белгородская область оказалась в пятерке российских регионов с худшими показателями смертности бизнеса. Ситуация начала ухудшаться ещё с 2020 года - тогда число закрытых белгородских предприятий превосходило открытые в полтора раза, в прошлом году - более чем вдвое, а теперь - почти втрое. Анализ ситуации – в материале vrn.aif.ru.
 

В чем причины?

С марта по июнь в Белгородской области было закрыта почти 1300 коммерческих организаций, при том, что открыто за это же время всего 450, то есть «смертность» бизнеса у нас втрое превосходит его «рождаемость». По этому соотношению наша область на последнем месте  в ЦФО и на четвёртом с конца по стране, в компании таких регионов, как Ингушетия, Коми и Мари-Эл, которые, мягко говоря, не блещут экономическими успехами.
 
Аналитики агентства «Финэкспертиза» отмечают, что западные санкции и падение спроса отрицательно влияют на демографию бизнеса практически повсеместно: с марта по июнь в России прекратили работать более 113 тысяч коммерческих организаций, это на 18% больше, чем за такой же период в 2021 году. А вот регистрации новых предприятий больше не стало. 
 
Последствия кризиса из-за санкций  неизбежны и в нашем регионе: некоторые бизнесы закрываются по той причине, что чисто технически не имеют возможности работать. Но дело не только в санкциях. Большинство ликвидируемых компаний в стране закрываются по решению налоговых органов, как правило, за различные нарушения. Часть из них - это брошенный бизнес, который не подавал признаков жизни в течение года, и потому ликвидирован чисто технически.
 
Регулярная работа УФНС по «чистке рядов» предпринимателей происходит и в нашем регионе, она деятельность не прекращалась никогда, и наверное, её можно считать полезной: у правительства области меньше иллюзий насчёт реального количества работающих в сегменте малого и среднего предпринимательства (МСП).
 
 

Как исправить ситуацию?

Об этом «АиФ-Белгород» спросил уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области Владислава Епанчинцева.
 
«В числе тенденций последнего времени я бы назвал ещё причины чисто психологические, - говорит Владислав Викторович. -  Бизнес вроде есть, работать можно, но руководитель в стрессе, не знает, что делать, не уверен в будущем. Думаю, это в любом случае значимый фактор, свои 2-4 % в статистику он даёт. Этим наш и другие приграничные регионы объективно отличаются от Урала или Поволжья, где жизнь идёт обычным чередом. Этот же фактор, к слову, влияет и на потребительский спрос. Есть также причины экономические. Часть предпринимателей предпочитает перерегистрировать бизнес в других регионах, там, где снижена ставка УСН (упрощённой системы налогообложения) или других налогов. Думаю, эти предприниматели тоже дают свои 1-3%. А некоторые ИП становятся самозанятыми. Это не хорошо и не плохо, это просто объективная реальность. Людям так удобнее».
 
Что же со всем этим делать? С экономикой можно предложить ряд мер. Прежде всего это дешёвые кредиты. И центр «Мой бизнес» в Белгороде этим занимается.
 
Также можно использовать целевые программы, субсидии и т.д. Их тоже немало в центре «Мой бизнес», список постоянно обновляется, его можно увидеть на официальном сайте организации.
 
Ещё один путь - снижение ставок налогов, хотя бы для некоторых отраслей. И наконец, нужно регулярно вовлекать граждан в предпринимательскую деятельность. И тут помогает замечательный проект «Новые возможности», который уже в этом году создал несколько сотен субъектов МСП. Участие в проекте бесплатное, вся информация есть на его официальном сайте».