Корреспондент «АиФ-Белгород» отправилась в село Солохи Белгородского района, которое 11 мая попало под обстрел со стороны Украины. Пострадали семеро жителей, один человек погиб — 18-летний парень. Также при обстреле повредили 17 домов и шесть автомобилей.
Прятались в погребе
Солохи - небольшое село на границе Белгородского и Борисовского районов, в пойме реки Гостянки. Несколько улиц, в центре села школа, магазин, памятник погибшим воинам Великой Отечественной - тот самый, возле которого был в момент обстрела погибший юноша. Живут тут потомки переселенцев-мастеров из Борисовской слободы - гончаров, кузнецов, бондарей. Население сейчас около пятисот человек. Люди работают в сельском хозяйстве. Расстояние от границы с Украиной - 11 километров.
Атмосфера в селе Солохи на первый взгляд кажется спокойной, но сразу бросаются в глаза разбитые окна магазина в центре села. Рядом с магазином расположился дом, в котором живет семья пострадавшего 14-летнего мальчика. По словам сына хозяина дома Тимофея, когда начался обстрел, он был у сестры в другой части села. Дома находился отец с другом и сыном.
«Дети в погребе прятались, мы на улице лежали под домом. Брата ранило, он сейчас в больнице, друга отца контузило и осколок в живот попал, он тоже в больнице. Когда они прятались под забором, сзади стоял автомобиль, снаряд попал прямо в него, и осколки отскочили», — рассказывает Тимофей.
Снаряд попал во двор дома, сгорел ещё один автомобиль. Семье Тимофея предлагали переселиться в ФОК «Звездный» в Бессоновке, но мужчина не видит в этом смысла.
«А если туда прилетит? Кто уверен, что там безопасно?Да вообще, куда уезжать, это мой дом, отец в него много сил вложил, и теперь куда-то убегать? — говорит Тимофей. — Уехали только мать с братом».
Собаки тоже очень испугались, рядом с будкой одной из них разорвался снаряд, из-за которого и сгорела машина — она была совсем новой. Пес сорвался с цепи, его искали потом всей семьей. Другая собака бегала, пряталась и в доме, и кустах. Пока мы разговаривали с Тимофеем, приехали рабочие, чтобы залатать повреждения на крыше, пока хотя бы клеенкой, на случай дождя.
«У сестры тоже дом пострадал, дыры в крыше, в гараже еще мой автомобиль задело. Обстрел был около десяти минут. Три волны было, и третья была самая сильная. Центр села весь пострадал. Мы у сестры были, когда все это началось: там били дома, технику, поля, а потом я уже приехал сюда, на дым, и увидел, что наш дом тоже пострадал», — делится Тимофей.
«Скот- ерунда, главное, люди пострадали!»
Спустившись ниже по улице, мы видим ещё несколько пострадавших домов. Наталья с домочадцами во время обстрела успели спрятаться в подвал дома. Сейчас они занимаются уборкой последствий обстрела, разбирают пристройку, стены которой полностью изрешечены осколками, задело газовую трубу, но не пробило. Пострадал домашний скот: быки, утки. Наталья с семьей уезжали на ночь, сегодня утром вернулись, чтобы привести всё в порядок.
Идём дальше по улице, видим нескольких пожилых женщин.
«Когда все началось, мы все выскочили на улицу и смотрели, где летит ракета. Я отказалась уезжать. Солдаты приходили, предлагали эвакуироваться в ФОК, но зачем всем в одном месте собираться - чтобы разом всех бомбануло?» — говорит одна из пенсионерок.
По словам женщины, её дом не пострадал, но жилье почти всех соседей задело. Она живет одна, но через дорогу проживает её племянница.
«Молодой парень погиб, был такой хороший, безобидный, спокойный, мальчишка ещё. Очень жалко! А матери как это перенести? У нее новорожденная девочка умерла, а теперь и сына потеряла, — поделилась одна из пенсионерок. — А тут ходят, жалуются, мол, курица умерла, поросенок. Это всё ерунда! Главное — люди!».
Разговор прерывают звуки, похожие на взрывы, и одна из женщин бегло прощается и уходит в дом, прятаться. Беседа быстро сворачивается, и мы направляемся дальше по улице. По дороге встретился ещё один житель, в огород которого упало около 20 снарядов, вся задняя часть участка в воронках, раскиданы осколки.
«Мы с женой тоже не прятались от снарядов, а куда? В подвал? А если обвалится? Тут столько летало вчера, бахало сильно, стекла дрожали. Но ничего, потом все закончилось, а жена в четыре утра пошла корову доить, — рассказал мужчина. — Сосед наш ещё во время обстрела сел в машину и уехал, оставил хозяйство, животных. Вроде бы в Орёл».
Об обстреле села сообщил губернатор Вячеслав Гладков в среду, 11 мая, около 20:00, назвав эту ситуацию самой тяжёлой из всех, что уже были в регионе. Напомним, приграничные территории Белгородской области несколько раз подвергались обстрелу со стороны Украины, но число пострадавших на этот раз такое же, как суммарно за все предыдущие обстрелы, а погибший среди мирного населения - первый в регионе. Как сообщил министр здравоохранения региона Андрей Иконников, всем пострадавшим оказывается качественная медицинская помощь.
Повреждены 17 домов и шесть автомобилей, в зданиях почты и школы выбиты окна. Пострадали системы газо- и электроснабжения, их восстановили 12 мая. По словам главы региона, восстановительные работы в домах жителей пройдут в кратчайшие сроки, уже нашли подрядчика. К работам приступили с 13 мая. Губернатор заверил, что всем пострадавшим и семье погибшего помогут материально. СК России возбудил уголовное дело об убийстве и покушении на убийство после обстрелов украинскими военными села Солохи. По данным следствия, обстрел велся солдатами украинской армии и других украинских воинских формирований из «Градов».