Поражение лёгких – 100%. Как врачи спасли 70-летнего пациента с COVID-19

Пациента при выписке встречал сын. © / Правительство Белгородской области

В начале апреля Белгород облетела радостная новость: из ковидного госпиталя выписали пациента, у которого было диагностировано 100% поражение лёгких. Уникальность этого случая в том, что лечение продолжалось 65 дней, и более 40 суток жизнь мужчины поддерживалась с использованием аппарата ИВЛ.

   
   

Сотрудники больницы использовали самые современные схемы и методики лечения COVID-19. Примечательно, что пациент покинул ковидный госпиталь в день своего рождения - когда ему исполнилось 70 лет.

Заместитель главного врача по терапевтической помощи белгородской городской больницы №2 Ольга Мевша рассказала «АиФ-Белгород» о подробностях лечения и текущем состоянии мужчины.

«Коронавирус абсолютно непредсказуем»

Пациент попал в больницу 31 января 2021 года.

«Он поступил к нам вовремя, поэтому мы получили позитивный результат», - говорит Ольга Мевша.

Доктор назвала коронавирус непредсказуемым заболеванием и добавила, что объяснить, почему у пациента сейчас 20% поражения легочной ткани, а через короткий промежуток времени сразу 100%, практически невозможно.

Вот и в данном случае пациент поступил в госпиталь не со 100% поражения лёгких. В развитии болезни сыграли роль сопутствующие заболевания – ишемическая болезнь сердца, перенесённый инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь. Всё это предвестники сложного течения заболевания.

   
   

«Вероятно, что в связи с наличием сопутствующей патологии развитие болезни было столь стремительным. Так отреагировала иммунная система пациента», - рассказывает Ольга Мевша.

Любопытно, что данных об инфаркте и гипертонии в медицинской карте мужчины не было. Вероятно, пенсионер даже не знал о них. Информацию медики получили, проанализировав его кардиограмму.

40 дней на аппарате ИВЛ

При поступлении в госпиталь у мужчины была температура, одышка, кашель, выраженная слабость - сильнейший интоксикационный синдром.

«Мы оценивали его как тяжёлого пациента из-за наличия сопутствующей патологии, что и подтвердило течение заболевания. Во время лечения он перенёс все методики респираторной поддержки. Мы начинали лечить его просто на кислородной маске, затем перевели в реанимационное отделение, там он был на неинвазивной вентиляции лёгких. Затем его состояние потребовало применение инвазивной вентиляции лёгких (ИВЛ). Он больше 40 дней провёл на аппарате искусственной вентиляции», - вспоминает Ольга Мевша.

В конце марта болезнь отступила. Медики увидели, что пациент может дышать самостоятельно, и аппарат ему требуется скорее в психологическом плане – мужчине было страшно находиться без него.

«Сначала пациент дышал с помощью трахеостомической трубочки, которая была отсоединена от аппарата ИВЛ, но потом всё равно просил подключиться к аппарату. Так продолжалось несколько дней», - рассказывает наша собеседница.

Во время лечения пенсионер перенёс все возможные осложнения коронавируса: тромбоз, острую сердечно-сосудистую недостаточность, длительное угнетение сознания, интоксикацию, вызванную цитокиновым штормом (потенциально летальная реакция иммунной системы - ред.).

«Мы страдаем не от вируса как такового, а от того, что наша иммунная система как шторм начинает бороться с этой заразой. Условно говоря, человек просто задыхается о того, что в его организме огромное количество жидкости в виде огромного количества клеток. Организм борется с вирусом и одновременно сам себе наносит вред», - поясняет Ольга Мевша.

«Поправиться помогает вера в себя»

Сейчас пациент проходит реабилитацию, находится в стационаре в отделении кардиологии – из-за того, что у него был тромбоз. Мужчина получает ингаляции и лёгкий массаж, делает начальную лечебную физкультуру, пытается вставать и потихоньку ходить. Период восстановления будет очень длительным. Сколько времени он займёт – неизвестно. Мужчина более двух месяцев провёл в реанимации, не вставая с койки. Он не ходил, пребывал в угнетённом сознании, на аппарате ИВЛ, у него потеря мышечной массы.

«Но учитывая моральные силы пациента и то, с каким стремлением вернуться к семье он боролся за жизнь, я думаю, что этот период он пройдёт достаточно быстро», - прогнозирует наша собеседница.

При этом Ольга Мевша уверена, что огромную роль в процессе лечения и восстановления играет сила воли.

«К сожалению, волшебного лекарства, благодаря которому все могут выздороветь, не существует, поэтому я считаю, что при лечении коронавируса очень важен правильный настрой. Одна из первых пациенток мне сказала: «Это очень хитрый вирус. Он отступит от сильного человека, а слабого погубит». Это действительно так. Если пациент берёт себя в руки, помогает врачам бороться с инфекцией, выполняет наши рекомендации, не говорит, что ему неудобно – он выздоравливает. Вера в себя и вера в Бога позволяют пациенту поправиться», - рассказывает наша собеседница.

«После выздоровления пациенты заново учатся ходить»

Ольга Мевша говорит, что аналогичных сложных случаев в их медучреждении было немало, потому что городская больница №2 – площадка, на которой проходят лечение ковидные пациенты, имеющие сложные сопутствующие патологии: инфаркт миокарда, перенесенный инсульт, сахарный диабет.

«Один из сложных случаев был с нашим коллегой - 43-летним врачом, который поступил в госпиталь с тяжелейшим интоксикационным синдромом. У него была температура выше 39 градусов, выраженная слабость, сатурация 78%. Через несколько дней его перевели из стационара в реанимацию. Он долго находился на аппарате неинвазивной вентиляции лёгких, у него были тромботические осложнения. Однако нам удалось победить болезнь и в этом случае», - делится переживаниями заместитель главного врача.

Со временем пациента перевели из реанимации в палату, где он провёл больше месяца. Мужчина долго учился дышать самостоятельно, без аппарата ИВЛ, затем вернулся домой, где осваивал концентратор кислорода. Дело в том, что люди, которые перенесли тяжелую форму коронавируса, нуждаются в заместительной функции – кислородной поддержке.

Доктор попал в больницу в ноябре 2020 года, и до сегодняшнего дня он находится на больничном – проходит реабилитацию.

Ещё одним сложным пациентом была 49-летняя медсестра, которая поступила в госпиталь в середине октября более чем с 80% поражения лёгочной ткани. Со временем женщину перевели в реанимацию, для её лечения применялись специфические генно-инженерные биологические препараты.
Больше месяца пациентка пролежала в реанимации на неинвазивной вентиляции лёгких. От постоянно надетой маски у неё даже образовались пролежни на лице. Затем 25 ноября её перевели в палату и начали учить ходить – буквально по шажочку вокруг койки.

«И ей самой было страшно, и нам было страшно вместе с ней. Но ходила она под наши аплодисменты. У неё на глазах были слёзы и у нас тоже – от счастья», - рассказывает Ольга Мевша.

В итоге вылечившуюся от коронавируса медсестру выписали через два месяца после нахождения в стационаре - без потребности в заместительной терапии кислородом и с сатурацией 98%, то есть практически здоровым человеком. При этом в середине болезни у неё было грозное осложнение в виде пневмомедиастинума (присутствие в мягких тканях средостения воздуха или газа – ред.).

Настоящим счастьем Ольга Мевша называет момент, когда пациент, на лечение которого было брошено много сил, выздоравливает.

«Это ни с чем не сравнимое чувство», - признаётся заместитель главного врача.