Лечат или калечат? Белгородка боится ослепнуть из-за лекарств от диабета

fotoblend / pixabay.com
В редакцию «АиФ-Белгород» обратилась жительница города Алексеевка Светлана Кучмистая, с детства страдающая сахарным диабетом. Ей прописали бесплатные лекарства, которые могут привести к слепоте.
 

Работать на лекарства

30-летняя Светлана болеет сахарным диабетом первого типа с детства, у неё третья группа инвалидности. На протяжении последних 17 лет ей постоянно нужен определённый вид инсулина, но с июня 2019 года ей перестали его регулярно выдавать бесплатно как жизненно необходимый препарат, объясняя невозможность закупки недостаточным финансированием.
 
Женщина страдает одним из осложнений при диабете – ретинопатией. Это болезнь, при которой происходят патологические изменения сосудов сетчатки глаза, влекущие за собой атрофию зрительного нерва и необратимую слепоту.
 
«При замене одного инсулина на другой я могу потерять зрение, - говорит Светлана. – Даже в аннотации к тем лекарствам, которые мне теперь предлагают бесплатно вместо тех, что были раньше, сказано, что их нужно применять с осторожностью у лиц с ретинопатией».
В итоге женщина вынуждена покупать необходимый ей препарат за собственные деньги, работать на одни лекарства – жить-то надо.
 
За эти полтора года Светлана стала просто экспертом не только по препаратам, но и по закупкам и связанному с ними законодательству.
 
«Заказчик вправе закупать медикаменты путем проведения запроса предложений, когда препарат необходим для назначения пациенту по медицинским показаниям – это индивидуальная непереносимость или жизненные показания на срок его лечения, так указано в п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», - говорит Светлана. - Каждая такая закупка должна быть включена в план и план-график медучреждения, но прежде ее должна обосновать врачебная комиссия или же врачебный консилиум лечащего врача. Как правило, о врачебном консилиуме умалчивают, даже если у пациента имеются жизненные показания, например, ретинопатия, болезнь почек или что-то другое».
 
 

Отписки вместо лекарств?

Светлана обращалась с жалобами во все инстанции, дошла до приёмной президента. И после этого 20 апреля 2021 года получила официальный ответ из департамента здравоохранения Белгородской области - его копия есть в редакции. В нём, в частности, говорится:
 
«Согласно пункту три приказа министерства здравоохранения РФ № 4 от 14 января 2019 года «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», в случае индивидуальной непереносимости и(или) по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии медицинской организации назначение и выписывание лекарственных препаратов, в том числе не входящих в стандарты медицинской помощи, осуществляется по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. В Вашей медицинской документации факт непереносимости препарата в настоящее время не зафиксирован».
 
«Но как он может быть зафиксирован, если я не раз обращалась к своему лечащему врачу с просьбой провести консилиум, но мне в этом отказывают?» - недоумевает женщина.
 
Писала женщина и в соцсети «ВКонтакте» на личной странице врио губернатора, обратилась в открытые паблики региона и в другие СМИ.
 
 
«Прошло уже некоторое время с того момента, как вышла статья, но никаких подвижек нет, - говорит Светлана. – По откликам в соцсети я видела, что люди поддерживают меня, я ведь не одна такая! Около 30 тысяч диабетиков живёт в регионе, и врачи обязаны знать все их противопоказания и назначать адекватное лечение».
 
«АиФ-Белгород», в свою очередь, направил официальный запрос в региональный департамент здравоохранения и получил официальный ответ за подписью заместителя начальника управления организации медицинской помощи департамента Елены Щибрик. В официальном ответе, как под копирку, повторяется то, что уже отвечали самой Светлане Кучмистой, который мы процитировали выше. Также в документе сказано, что в качестве побочных действий на орган зрения и в том препарате, что пациентка получала раньше, и в том, что ей предлагают сейчас, зарегистрированы аналогичные нарушения. 
 
Также говорится, что «с целью решения вопроса обеспечения Кучмистой С.А. лекарственными средствами, заявительнице неоднократно давались разъяснения о порядке назначения и обеспечения медицинской продукцией, а также о необходимости личного обращения в медицинскую организацию согласно территориальному принципу прикрепления для решения вопроса и определения тактики лекарственной терапии».
 
Светлана сообщила в редакцию, что с ней наконец связались и пообещали провести консилиум.