«В театр кукол надо ходить не только детям». Актер – о спектаклях

Борис Егоров с куклой. © / Белгородский театр кукол

В 2021 году артист Белгородского государственного театра кукол Борис Егоров отмечает сразу два юбилея – свое 60-летие и 30-летие работы на сцене местного театра. В творческой биографии актера более 80 ролей: от эксцентрических образов до драматических характеров. 

   
   

«АиФ-Белгород» поговорил с артистом об отличиях актеров драматических театров от кукольных, необычных подарках от зрителей, а также о том, зачем в театры кукол следует ходить взрослым.

 «Кукольный театр – это театр для всех»

Алена Повалюхина, «АиФ-Белгород»: Расскажите немного о своем детстве и юности. Откуда у вас увлечение театром?

Борис Егоров: Я родился в 1961 году в Баку. В Азербайджан приехал еще мой прадед – развивать нефтепромышленность. В этом же городе я окончил школу. В моей семье нет актеров, но родители были театралами. Ходили на оперу и балет, посещали драматические спектакли. В ту пору Баку не был обделен гастролями московских трупп. Так и появилась любовь к театру. После школы я устроился в Азербайджанском государственном театре кукол имени Абудллы Шанга. Год отработал там, а потом уехал учиться в Саратовское театральное училище на кукольное отделение.

- Как складывалась ваша судьба после учебы?

- Я вернулся в Баку, в тот же театр кукол, где проработал какое-то время, но потом в силу политической обстановки нам пришлось уехать из Азербайджана. Я хотел устроиться в Саратовский театр, но там не было мест. Год я проработал директором сельского клуба, а потом начал отправлять в кукольные театры разных городов письма, предлагать свою кандидатуру. Мы с женой решили, что из какого города нам ответят первыми, туда мы и поедем. Ответили из Белгорода. Так я здесь и оказался.

- Почему вы решили стать актером именно кукольного театра?

   
   

- Изначально так получилось – куда меня пригласили, туда я и пошел. Но потом я понял, что кукольный театр – это совершенно другое восприятие, другая работа с образом. Многие считают, что кукольный театр – детский, хотя на самом деле это театр для всех. Здесь могут создаваться любые образы – от зайчиков до героев Чехова. В драматическом театре вы не всегда можете сыграть то, что в кукольном. Драматические артисты больше подвязаны под свои природные данные, чем кукольники.

Борис Егоров на сцене. Фото: Белгородский театр кукол

- Как бороться со стереотипами о том, что кукольный театр – это театр только для детей?

- Рассказывать, как все обстоит на самом деле, и самому ходить на спектакли. Причем на разные – и на взрослые, и на детские. Например, в сказке дети видят просто красивых кукол, а взрослые – подтекст. Малыши различают общую картину, а их родители – суть. Поэтому они порой получают большее удовольствие от происходящего.

«Юные зрители дарят рисунки и шоколадки»

- В чем особенности театра кукол?

- В первую очередь в технике. У кукольника много средств творческого самовыражения - от перчаток до марионеток. Недаром в театральном училище есть предмет «кукловедение». Какой актер драмы может похвастаться таким диапазоном?  Нам очень важно чувствовать кукол, для  этого мы держим руки в форме. Например, разминаем пальцы во время поездки в автобусе. Эти навыки нарабатываются со временем.

- Вы никогда не жалели о выборе своей специализации?

- Ни разу в жизни. На сцене кукольного театра можно поставить любой спектакль. Например, наши коллеги из мытищинского театра кукол «Огниво» даже поставили «Вишневый сад» по Чехову.

- А вам никогда не было обидно, что вы, в отличие от драматических актеров, часто спрятаны за куклами и зритель вас не видит?

- Нет, никогда не чувствовал обиды за это. Нам важно хорошо сыграть, чтобы зритель воспринял куклу как живую. Это сложнее, чем в драме. Кроме того, порой ты можешь сыграть сам, живьем, а потом обратиться к кукле.

- Дарят ли зрители вам подарки?

- Да, кроме цветов иногда презентуют шоколадки – это милая особенность нашего театра. Еще пару раз юные зрители дарили мне свои рисунки.

- В вашем арсенале более 80 ролей. Есть ли среди них любимые?

- Да. Например, в «Предложении» по Чехову, в «Грешневой каше» - современной притче о жизни в российской глубинке. Есть еще роль в детском спектакле «Клочки по заулочкам». Сейчас я задействован практически во всех постановках нашего театра.

- О какой роли вы мечтаете?

- О той, которая мне пошлет судьба. Я никогда не загадывал роли. Надо ждать и терпеть, всему свое время. Хотя все же я бы хотел сыграть в какой-нибудь постановке по Бертольду Брехту, например, в «Жизни Галилея». Я люблю этого автора не только как драматурга, но и как поэта.

- У вас есть какие-нибудь хобби?

- Я развожу аквариумных рыбок – для спокойствия. Они помогают абстрагироваться от ненужных вещей. У меня четыре аквариума. Часто в компаниях читаю стихи. Среди любимых поэтов – Сергей Есенин и Владимир Маяковский.

- Как вы думаете, какие черты являются главными для актера театра кукол?

- В кукольные театры многие артисты приходят, чтобы «пересидеть» и потом уйти в драму. А на самом деле надо любить свою профессию, быть ей преданным и немного повернутым на своем деле.