Машенька, Султан и Лис. Актриса театра кукол – о своей профессии

Белгородский театр кукол

Как и все девочки, Ирина Веретнова с детства любила играть в куклы. Это увлечение и повлияло на выбор её профессии. В этом году белгородка отмечает 60-летие. Из них более 40 лет она проработала в Белгородском государственном театре кукол. За её плечами множество ролей, спектаклей и гастролей. О своём творческом пути и о том, насколько сложна профессия актёра, Ирина Владимировна рассказала корреспонденту «АиФ-Белгород».

   
   

«Кукол любила с детства»

Ирина Владимировна одна из немногих, кто уже 42 года воплощает свою работу-мечту в реальность в Белгородском театре кукол. В её трудовой книжке всего одна запись.

— Я родилась в Иркутской области, выросла в обычной семье. Родители к театру не имели никакого отношения. Мама дала нам с братом свободу в выборе профессии: актриса, так актриса. Кукол я любила с детства. Вырезала сама кукол, одежду для них, был даже кукольный замок, — рассказывает артистка.

Так Ирина Веретнова поступила в известное в СССР Иркутское театральное училище, которое славилось в те далёкие годы своими преподавателями и выпускниками. А после окончания её пригласили на работу в БГТК.

Фото: Белгородский театр кукол

— Мне было 18 лет, подумала, Москва рядом с Белгородом, поеду дальше поступать в столицу. Бабушка плакала, говорила: «Куда ты едешь так далеко?» А потом приехала в Белгород и осталась, вышла здесь замуж, родила детей. За все эти годы у меня даже не было и мысли сменить работу. И вот уже 42 года здесь, — вспоминает белгородка.

«Все роли любимые»

Артистка работает со всеми видами кукол: петрушечные, марионетки, тростевые, планшетные, теневые, мимирующие, ростовые. Удивительная актёрская способность позволяет Ирине Владимировне оживлять любой предмет. Она может заставить куклу говорить, петь, и танцевать. Благодаря этому зрители верят, что кукла сама рассказывает историю.

— У меня любимые все роли. Если роль не будет тебе нравиться, то ты зря выходишь на сцену. Причём в некоторых спектаклях я исполняю мужские роли, например, роль Лиса в спектакле «Аистёнок и Пугало». За неё на Международном фестивале детских театров в Сербии я даже получила награду «За актёрское мастерство», — делится Ирина Владимировна.

   
   

Всего в творческом багаже актрисы около сотни запоминающихся образов в многочисленных спектаклях. Среди особенно полюбившихся зрителю персонажей: Машенька из сказки «Машенька и медведь», Султан из «Волшебной лампы Аладдина», Мачеха из сказки «Двенадцать месяцев», Фельдмаршал из «Истории солдата», Заяц и Лиса из «Шляпы с приключениями», Филицата из спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» и другие.

Фото: Белгородский театр кукол

В некоторых спектаклях Ирина Веретнова исполняет сразу несколько ролей. И для каждой куклы нужно подобрать свой уникальный тембр голоса.

— Сначала все артисты читают по ролям текст произведения. А потом уже режиссёр делает выбор. Например, с нами работал один режиссёр, он закрывал глаза, и мы читали по ролям. Так проще представить, какой кукле подходит именно этот голос, — говорит артистка.

Зритель любит её озорную Машеньку в спектакле «Машенька и медведь», любящую и завистливую, но такую разную Мачеху в спектаклях «Двенадцать месяцев», «Золушка» и «Морозко», завораживающий образ Лиса в спектакле «Аистёнок и Пугало».

За многие из исполненных ролей артистка была удостоена Областной театральной премии им. М. С. Щепкина. А накануне юбилея в сентябре артистке вновь присудили премию им. М. С. Щепкина —за лучшую актёрскую работу театрального сезона.

«Каждый раз берёшь куклу как будто впервые»

Как творческий наставник, Ирина Владимировна помогает начинающим артистам, выпускникам институтов, получить практические навыки работы с куклой, вводит в профессию кукловода. Артистка отмечает, что для актёра театра кукол очень важно терпение, память, выносливость, способность к импровизации, умение находить компромисс, с режиссёром в том числе. Умение пожертвовать ради искусства всем, что у тебя есть.

— Главное — это трудолюбие. Как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сейчас мы работаем с молодыми артистами, которые только пришли в театр. И я постоянно им говорю, что нельзя сидеть на месте. Постоянная работа, работа и ещё раз работа. Сразу ничего не получится. А ещё нужно любить куклу, «подружиться» с ней, чтобы войти в роль. Самое интересное, что каждый раз куклу берёшь как будто впервые. Требуется время, чтобы привыкнуть к кукле, понять, что она может, а что — нет.