Вера, культура и вызовы времени. В Белгороде прошли Иоасафовские чтения

Татьяна Черных / АиФ

8 декабря в большом зале Дома правительства Белгородской области состоялось пленарное заседание XXI Иоасафовских чтений — регионального этапа международных Рождественских чтений.

   
   

В этом году тема чтений очень актуальна: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Всего по итогам проведения чтений в трёх епархиях митрополии заслушали и обсудили более 230 докладов с участием более двух тысяч человек.

Участие в пленарном заседании в очном и дистанционном форматах приняли священнослужители Белгородской митрополии, представители правительства, депутаты, руководители и педагоги школ, ссузов и вузов региона.

Истинные ценности вечны

Открыл пленарное заседание Глава Белгородской митрополии, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

«В первом послании апостола Иоанна говорится: «Бог есть любовь». Однако слово «любовь» обозначает множество различных явлений, и духовных, и эмоциональных, — сказал Владыка Иоанн. — О высшем смысле любви сказано в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» — эта фраза начертана на Звоннице на нашем Прохоровском поле. Апостол Павел в своём Послании к коринфянам говорит о христианском понимании любви, он описывает любовь как действие, которое необходимо для того, чтобы этот мир существовал. При этом он утверждает, что совершенная любовь открывается нам в Иисусе Христе. Уже самим Своим существованием Христос есть открытие новой любви, Он — Бог, из любви пришедший на землю, чтобы пострадать и спасти нас, чтобы возвещать Свою любовь — и в Его лице, по Его заповедям люди учатся любить Бога и ближних.

Как сказано 25-й главе в Евангелии от Матфея, именно любовь есть основное требование, по которому люди будут судимы Господом. Там говорится, что если вы не накормили голодного, не посетили больного, не напоили жаждущего, не посетили узника в темнице — вы не сделали всего этого Господу. И, исходя из этого, мы должны понимать смысл, роль и назначение культуры — она, прежде всего, должна помогать человеку совершенствоваться в любви. 

В современном мире главное — это ценности, и важно определить, кто их формирует. Согласно православному учению, совесть, как внутренний голос человека, должна стать мерилом моральных ценностей. А культура своими средствами может этому способствовать. Нравственный смысл человеческой жизни составляют истинные ценности, которые осуществляются служением добру.

   
   

Сейчас существует некая ценностная слепота, когда общество предпочитает неценное ценному, и специально выстроена очень агрессивная иерархия неценного. Но истинные ценности существуют вне зависимости от общего господствующего сознания. И культура должна помочь человеку освободиться от этой ценностной слепоты. Хотя и для самой культуры сегодня существует опасность оторванности от Творца. Когда говорят о «культурном коде», на самом деле подразумевается попытка роботизировать человека. Культура чужда кодификация, культура — это пространство для встречи человека с Богом, пространство, где сами люди становятся творцами, соработниками Богу. И нам сегодня очень важно отметить, что, когда происходит подмена самой сущности культуры — это ведёт к глобальному порабощению человечества. Ведь легче управлять людьми безыдейными, нетворческими, со всем согласными. Наши Иоасафовские чтения обозначают все эти проблемы — и я уверен, мы на земле Святого Белогорья создаём пространство истинной культуры, потому что с нами Бог«.

Главная ценность — люди

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков и председатель Белгородской областной Думы Юрий Клепиков обратились с приветствиями к собравшимся.

«Сегодня очень важны глубокие размышления о том, что будет завтра с нами и с нашими детьми, — подчеркнул глава региона. — Я благодарен Владыке не просто за актуальность чтений, а за его человеческую духовную мудрость, которую он всегда олицетворяет собой и своим служением. За последнее время произошло много событий, которые изменили не только наш регион, но и всю страну, весь мир. Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что идёт процесс очищения в нашем обществе. Мы начинаем видеть Россию, её государственность, её историю, её сердце — в Боге. В наших христианских традициях — нравственность и жертвенность, высокие моральные устои, милосердие и любовь к Родине. На примере сопредельного государства мы видим, к каким трагическим последствиям может привести насаждение чуждых православному человеку ценностей. И мы, россияне, смогли не просто сделать выводы, но и начать предпринимать конкретные действия, поэтому главная цель нашей с вами работы — это молодёжь».

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Иоанн вручил Патриаршие награды и ордена Русской Православной Церкви.

Во внимание к помощи Белгородской епархии и в связи с 70-летием со дня рождения, Клет Вадим Михайлович — руководитель Группы компаний «Белгородстроймонтаж», депутат Белгородской областной Думы удостоен ордена Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского третьей степени

Во внимание к помощи Белгородской епархии, а также помощи храму Рождества Христова города Старый Оскол, Карпачева Татьяна Ивановна — председатель Совета депутатов Старооскольского городского округа, генеральный директор ООО «Торгово-производственное объединение» удостоена ордена Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги третьей степени.

Во внимание к помощи Белгородской митрополии, Патриаршие грамоты даны Романенко Елене Николаевне — председателю Совета директоров ООО УК «Агрохолдинг «Авида», заместителю председателя Белгородской областной Думы и Орлову Александру Викторовичу — председателю Совета директоров агрохолдинга «БЭЗРК-Белгранкорм».

На заседании наградили также и победителей регионального этапа XVIII ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя». В этом году в пяти номинациях награды получили 8 белгородских педагогов. Абсолютным победителем, лауреатом 1-й степени стала программа «Криницы казачьих традиций» и её автор, педагог Центра дополнительного образования «Успех» Белгородского района Татьяна Альтергот.

Фото: Белгородская и Старооскольская епархия/ Арсений Клюйко

Защитить молодёжь

Почётным приглашённым гостем заседания стал доктор медицинских наук, зам. директора Научного Центра психического здоровья, руководитель отдела юношеской психиатрии, профессор кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Василий Каледа.

Василий Глебович рассказал, что ему Белгород близок с детства, потому что 80 лет назад его отец принимал участие в битве на Курской Дуге. Его отец был также одним из первых авторов идеи проведения Рождественских чтений.

«Именно в нашем Центре психического здоровья в 1992 году был освящён больничный храм, второй в России, — первый открыли при больнице № 1 г. Москвы, — и его приехал освящать патриарх Алексий Второй. Тем самым ведущие отечественные психиатры признавали, что религиозные ценности имеют особе значение для каждого человека», — сказал Василий Каледа.

Фото: Белгородская и Старооскольская епархия/ Арсений Клюйко

Профессор прочитал доклад на тему: «Любовью преодолеем страх: проблема депрессивных состояний в юношеском возрасте».

«Юношеский возраст охватывает 16-25 лет. — сказал Василий Глебович. — Юношеский возраст — особый в жизни человека, это возраст „бури и натиска“, штормов и стрессов, возраст, когда человек выбирает профессию, когда перед ним встают особо значимые вопросы, когда он пытается найти своё место в мире. Важно знать, что в этом возрасте происходит созревание центральной нервной системы, и оно не всегда происходит гармонично — отсюда и свойственная подросткам повышенная импульсивность.

У Иоанна Златоуста есть такая фраза: „Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же и юность“. Есть некий парадокс юношеского возраста: с одной стороны, это пик физического здоровья и умственных способностей, и в то же время это пик неадекватных состояний. По данным современных исследований, примерно в 20-25% людей в этом возрасте проходят через большой депрессивный эпизод. При этом надо понимать, что депрессия — это психическое расстройство. Врачи выделяют „депрессивную триаду“: грустное настроение, нет сил что-либо делать, голова плохо соображает. Бывает чувство тоски, безысходности, и люди описывают эту тоску как сильнейшую боль в области сердца. Бывает ангедония — когда ничто не радует. На этом фоне и возникают суицидальные мысли.

То, что происходит с человеком в духовной сфере в такие периоды, называется „окамененное нечувствие“ — когда молитва не идёт, когда теряется ощущение благодати.

Мы должны понимать наших детей, ведь мы можем уврачевать их проблемы любовью и сочувствием. Надо, чтобы молодёжь знала, что при всех таких симптомах они могут обратиться к специалистам — к психологам, психотерапевтам, к врачам-психиатрам, и что это состояние лечится. И наш поход к детям должен быть таким: мы должны видеть в них друзей, с одной стороны, уважать их как уже состоявшихся людей, а с другой стороны, понимать, что у них ещё нет опыта в решении конфликтов, как внешних, так и внутренних».

Василий Каледа напомнил об опыте великого психотерапевта XX века Виктора Франкла, который, находясь в концлагере в Освенциме, создал важнейшее направление психотерапии — логотерапию, в основе которой — понимание смысла жизни. По его наблюдениям, первыми в лагере пали те, кто считал, что эта ситуация скоро закончится, за ними — те, кто считал, что это не закончится никогда. А выжили те, кто просто делал дело и жил ещё чем-то, что давало им смысл.

«Мы, люди верующие, знаем о том, что религиозные ценности делают человека более стрессоустойчивым, — сказал профессор. — Мы должны помнить, что Господь не посылает нам испытаний выше той меры, которую мы можем выдержать».

Подводя итоги заседания, Владыка Иоанн напомнил, как важно понимать, когда неценное объявляется ценным, когда культуру пытаются кодифицировать и сделать инструментом для управления людьми.

По итогу пленарного заседания участники чтений приняли резолюцию, в которой особо обозначили взаимосвязь Православия и отечественной культуры и значимость совместных усилий Церкви и общества в обеспечении реальных условия для сохранения исторической памяти, сплочения нашего народа и формирования образа его будущего.