Во время традиционного празднования Студенческой Пасхи в Белгороде побывал известный сектовед, профессор религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (г. Москва), президент Российской Ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин.
О том, как секты заманивают людей, и о нынешнем духовном состоянии общества профессор рассказал в интервью «АиФ-Белгород».
Различать правду и ложь
Татьяна Черных, «АиФ-Белгород»: Александр Леонидович, вы приехали в Белгород не впервые - что на этот раз было целью вашей поездки?
Александр Дворкин: Я приехал по приглашению Белгородской митрополии для проведения просветительских лекций. У меня две специальности, первая - это изучение истории Церкви, истории Средневековья, и уже 30 лет я занимаюсь изучением тоталитарных сект. В Белгороде у меня было несколько встреч - была встреча со студентами Белгородской семинарии с миссионерской направленностью, встреча с членами Общественной палаты, а также встреча со студентами НИУ «БелГУ» и других вузов во время Студенческой Пасхи.
- О чём вас спрашивали студенты?
- Вопросов было много, мы говорили про самые разные секты, причём этим интересовались не только студенты, но и преподаватели, общественники. Секты, с которыми люди сталкиваются, часто вызывают недоумение. Также было довольно много вопросов по поводу недавно вышедшей книги бывшего губернатора Белгородской области Евгения Савченко «Потрясение».
- И что вы как специалист-религиовед можете о ней сказать?
- Если говорить о содержании книги, то в ней нет ничего особенно нового - это оккультная книга, написанная по словам некоего визионера, - таких достаточно много, тех, кто утверждают, что у них есть особый канал связи с Богом, или используют какие-то другие термины для обозначения неких «высших сил». Это такое соединение различных оккультных теорий, например, там упоминается планета «Нибиру» - это явное заимствование из арсенала очень неприятной оккультной секты Светланы Пеуновой, которая была создана в Самаре , потом занялась политической деятельностью и в конечном итоге сейчас Пеунова в бегах, она объявлена в международный розыск.
Эта книга не единственная, представляющая собой своеобразный «компот» из различных оккультных теорий. Однако впервые такого рода книга была написана действующим политиком достаточно высокого уровня. Этот случай первый в новейшей отечественной истории.
- Как, по-вашему, почему с автором, долгие годы поддерживающим Православие в нашем регионе, могла произойти такая метаморфоза?
- Видите ли, человек свободен верить во всё, что угодно, но надо хоть немного уметь различать правду от лжи. Есть, допустим, секта анастасийцев, о которой мы тоже говорили со студентами - у них их главная героиня - это явно вымышленный персонаж, причём автор даже не пытается придать всему их учению хоть какую-то достоверность. Они верят, что где-то на севере, в низовьях Оби обитает женщина, которая зимой и летом ходит голой и воспринимает энергию от 35-метровых кедров. Но на самом деле в тех местах, в которых всё это якобы происходит, - и в данном случае это уже не предмет веры, а чистый факт - в низовьях Оби нет никаких кедров, там тундра, мхи и лишайники.
Возможно, автор книги, о которой мы говорим, и стремился к чему-то духовному, но на него повлияло окружение и весь общий оккультный фон общества, который, к сожалению, в России повсюду достаточно распространён. Все эти «битвы экстрасенсов» и другие оккультные передачи на центральных телеканалах, и даже псевдоправославные передачи о «великой тайне воды», и люди искренне верят, что у воды есть какая-то энергетическая память, на которую можно воздействовать словом, и она меняет свою «кристаллическую структуру». Всё это создаёт у людей оккультное мировоззрение, а кто-то становится податлив и для других, ещё более «продвинутых» оккультных теорий и практик. А если человек становится на этот путь, вернуться назад потом очень сложно.
Наука и религия: опыт и чудо
- Этого можно как-то избежать?
- Всегда нужно понимать, что наука и религия - это разные вещи, они друг другу не противоречат, но они существуют параллельно. Наука изучает окружающий нас материальный мир, его законы. Религия же говорит о связи с духовным миром, который невозможно замерить никакими приборами. Попытки воздействовать на духовный мир по принципу «я тебе, а ты мне» называется магизмом. Это самая примитивная форма религиозности, но, к сожалению, очень распространённая. Даже когда студент спрашивает у батюшки, какой иконе поставить свечку, чтобы получить на экзамене пятёрку - это тоже магизм.
Чудеса, в которыми, безусловно, сталкивается в своей жизни каждый верующий человек, нарушают законы этого мира, и творить их может только Бог, этот мир создавший. Заметьте, даже самые великие святые ничего не делали своей волей - они молились Богу, и по вере их могли происходить чудеса. Поэтому, в отличие от научных экспериментов, чудеса не воспроизводимы.
Бог не хочет приводить человека к себе насильно. Иисус Христос именно поэтому во время искушения от дьявола в пустыне отказался от таких «форсированных» чудес. Любое чудо всегда оставляет возможность человеку, если он не хочет в него верить, считать его, допустим, случайностью или совпадением - в этом смысле Бог очень тактичен.
А вот когда кто-то говорит вам, что на духовный мир можно воздействовать и его использовать - это и есть оккультизм. И он очень опасен именно тем, что люди во всём происходящим начинают видеть какую-то духовную подоплёку. Есть такой известный принцип Оккама, гласящий: «Не следует множить сущности без необходимости». То есть если явлению есть простое объяснение, не нужно искать для него более сложного.
Как бороться с сектами?
- Религиоведение и сравнительное богословие преподаётся в семинариях и духовных академиях - а есть ли такой предмет, как сектоведение? Готовят ли священнослужителей к тому, чтобы бороться с сектами?
- Конечно, готовят. Я сам автор книги «Сектоведение. Тоталитарные секты», это достаточно объемный труд, на 800 страниц, выдержавший несколько изданий, она есть в сети. И читать эту книгу могут не только священники, но и любой человек, которого интересует эта тема. Есть также сайт Информационно-консультационного Центра святого Иринея Лионского, где постоянно выкладываются материалы по сектам.
- Наш регион отличается традиционно-православным мышлением в массовом сознании - может ли это быть некоей страховкой от попадания людей в секты?
- Всё зависит от специфики секты - есть секты молодёжные, есть те, которые рассчитаны больше на средний возраст, как, например, запрещённые в России «Свидетели Иеговы». Ту же йогу многие вообще воспринимают как какую-то форму лечебной гимнастики. А между тем это метод, который предлагает определенный набор неких телесно-духовных практик, логично действующих внутри индуистской системы, с ее понятием безличного закона - колеса сансары и кармы. Йога - это такое термоядерное оружие против жизни: вначале тело приучается к бесстрастию, потом душа, и в конце концов человек впадает в самадхи, то есть умирает уже при жизни, отрешаясь от всего. Йога предназначена именно для этого, и серьёзные занятия йогой вредны для здоровья, и это доказано, на эту тему существует большое количество медицинских публикаций. И, конечно, целый ряд сект используют йогу как раскрученный брэнд, привлекающий людей на начальной стадии вербовки.
Меня часто спрашивают - какая секта самая опасная? И ответ тут только один: самая опасная - та, в которую попали близкие вам люди. Чтобы не допустить этого, нужно просвещение: предупреждён, значит, вооружён. Чем больше люди будут знать о сектах, тем меньше вероятность, что они попадутся на сектантскую ложь.
Нужно всегда, даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, сохранять критическое мышление и никогда не принимать решения сразу. Как бы вас не уговаривали - всегда возьмите тайм-аут, подумайте, проверьте. Потому что истина не боится сомнений и проверок. Если же этого времени вам дать не хотят, это опасный симптом, значит, скорее всего, вас обманывают и не хотят, чтобы вы это поняли.
Надо помнить, что в сложные времена секты активизируются, они как стервятники, которых притягивает запах мертвечины - так и секты притягивает ощущение беды, опасности, потерянности человеческой. И для человека, который считает себя православным, нет никаких гарантий, что он не попадёт в секту, если он не воцерковляется, а просто приходит в храм поставить свечку. В Православие никого не вовлекают насильно - человек должен сам не просто прийти к Богу по зову сердца, но ещё и понять свою веру разумом. Православное воцерковление - это перемена самого внутреннего образа и строя жизни человека, это духовная работа, которая длится всю жизнь.