«Досадно за музей-диораму». Елена Чефонова о скандале с немецким историком

Елена Чефонова. / Из личного архива

Елену Чефонову назначили директором музея-диорамы «Курская битва — Белгородское направление» в ноябре 2022 года. До вступления в эту должность более десяти лет работала в администрации Ракитянского района.

   
   

Минувшим летом разразился громкий скандал, связанный с музеем-диорамой, посыпались публикации не только в местных соцсетях, но и в центральных. Начало положил курский блогер Роман Алёхин, он обвинил Елену Чефонову в публикации на сайте музея работы немецкого историка Карла-Хайнца Фризера «Прохоровка. Легенда и Реальность», очерняющую роль советской армии в великой победе на Курской Дуге.

Позже выяснилось, что публикация была размещена на сайте в разделе архивных документов значительно раньше, чем Чефонова начала работать в музее, ещё в 2012 году. При этом ни Роман Алёхин, ни другие участники хайпа на этой скандальной теме перед Еленой Анатольевной не извинились.

Корреспондент «АиФ-Белгород» побеседовал с Еленой Анатольевной о патриотизме, культуре и жизненных принципах, которые каждый выбирает для себя.

«Информационная диверсия»

Сергей Котов, «АиФ-Белгород»: Елена Анатольевна, история с публикацией на сайте музея-диорамы перевода статьи немецкого историка вызвала широкий резонанс и осуждения именно в адрес руководства музея. Как в данной ситуации вы отреагировали на критику в свой адрес?

Елена Чефонова: Я бы назвала это не «критикой», а сетевой травлей. Критика, особенно когда она конструктивная, указывающая на недочеты, — позволяет развиваться, становиться лучше. Я же сталкивалась с ситуациями, когда в интернете обсуждали мою внешность или публикации на моей странице в социальных сетях, пытались лезть в семью и личную жизнь — в таких ситуациях слово «критика» неуместно.

Но я всегда знала и понимала, кто это делает и зачем. Как человек глубоко верующий, я говорила и говорю: Бог им судья. Я выросла в другой системе ценностей — впитала любовь, уважение и культуру от близких людей.

   
   

Всё произошедшее я считаю ни чем иным, как информационной диверсией. Диверсией не против меня лично, а против всей нашей культуры, наших сакральных, священных тем — героизма наших дедов и прадедов. Ведь всё было подано именно так, чтобы акцент сделать на вырванных из контекста фразах, и растиражировать это через каких-то блогеров и желтые СМИ, приправив низкими оскорблениями в мой адрес.

Никто из них ведь даже не удосужился сказать, что слова немецкого историка были опубликованы в контексте большой статьи. Статьи, которая находилась на сайте диорамы десять лет до этого момента и ни у кого ранее не вызывала вопросов. В июле 2023-го мы модернизировали сайт музея, заботливо перенеся на него все архивные материалы за предыдущие годы. В ноябре 2023 года в ходе Международной стратегической сессии, организованной «Музеем Победы» в Санкт-Петербурге, наш музей-диорама был признан одним из лучших по ведению социальных сетей на всероссийском уровне. Мы очень ярко засияли на небосводе российской культуры. Поэтому тот контекст и тот момент, в который был организован этот вброс — по моему убеждению, то именно информационная диверсия.

— Как лично вы это восприняли?

— Хотя я понимаю, что всегда пытаются обесценить только ценное и что это явный признак бессилия на фоне зависти и злости, для меня это стало сильным ударом. Такой поток грязи и оскорблений, все эти попытки публично поставить под сомнение мои ценности, а главное, ценности моей семьи, которые мы несем из поколения в поколение. Мой дедушка Довбыш Григорий Иванович принимал участие в Великой Отечественной войне с 15 июля 1941 года. Сражался с фашистами на Южном, Северо-Кавказском, Украинском фронтах, семь раз был ранен! Войну закончил в звании капитана, в должности командира 1-й пулеметной роты, 1273-го стрелкового полка 387-й стрелковой дивизии. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II и I степени. Я всегда с гордостью говорю, что я внучка героя. И своего сына я воспитала таким же героем, и когда к нашим границам подошла беда, угроза, он, не задумываясь, принял решение, что будет защищать нашу Родину, и добровольцем пошел на СВО. Я очень им горжусь и знаю, что он продолжает нести ценности патриотизма, доблести и мужества, на которых веками держалось и будет держаться наше Отечество.

Посетители у обновленного полотна диорамы. Фото: Из личного архивa Елены Чефоновой

Знаете, в этой ситуации я даже больше переживала за сына и за всех дорогих моему сердцу людей. В какой-то момент после шквала публичных обвинений моё здоровье пошатнулось, я попала в больницу. Конечно же, мой сын примчался «из-за ленточки», чтобы быть со мной рядом, оберегать, заботиться, и, конечно, защитить. Что он чувствовал в тот момент, когда ежедневно рисковал жизнью на передовой, защищая своих земляков, в то время как какие-то сетевые критики позволили себе отчитывать его мать? Теперь я точно знаю, что я воспитала настоящего мужчину и патриота своей страны! Молю Бога и пресвятую Богородицу, чтобы берегли его!

Смогли ли те, кто это затеял, меня больно ударить? Да, как человека, который живет по совести, с честью и достоинством, несомненно. Смогли ли они меня сломать? Ни капли. Из каждой подобной ситуации выходишь, становясь ещё сильнее.

Вся жизнь — в культуре

— Елена Анатольевна, ведь вы всегда были в своей работе тесно связаны с учреждениями культуры нашего региона?

— Я искренне уверена, что культура в человеке впитывается от рождения, от материнской колыбели, от земли, на которой он делает первые шаги. Мне в этом плане очень повезло — я родилась в небольшом селе в Грайворонском районе, у двух безгранично любящих этот мир, друг друга и меня людей. Великие труженики, на долю которых выпало послевоенное детство, но их жизнелюбие и желание делать окружающих счастливыми, было превыше всего. Я впитала эти ценности от них.

Еще будучи маленькой девочкой, я влюбилась в сцену, песню, танец. Этому способствовал пример заслуженного работника культуры РФ, директора Почаевского Дома культуры Екатерины Ивановны Гордеевой. Именно она, однажды разглядев мой талант, начала его развивать. Благодаря этому человеку выбор моей профессиональной деятельности в будущем был предопределен еще с детского сада. В школе я тоже встретила дорогих учителей, которым сегодня говорю слова сердечной благодарности, в том числе директору моей родной школы Надежды Владимировны Смогаревой.

Я закончила Белгородский государственный колледж культуры и искусств, где работают бесконечно влюбленные в своё дело люди. За год учебы поняла, делом всей моей жизни станет служение культуре на благо нашей родной Белгородчины. Я счастливый человек. Господь дал мне такую возможность - заниматься любимым делом.

При этом до 40 лет я не прекращала учиться, имею два высших образования — БГИИК и НИУ «БелГУ», кандидат социологически наук, защищала кандидатскую диссертацию на основе своего опыта работы по теме «Социальная интеграция населения в низкоурбанизированной культурной среде».

Особое место в моем сердце занимает время работы в Ракитянском районе, в должности сначала начальника управления культуры, затем заместителя главы по социальной политике. Двенадцать лет созидательного развития на этой благодатной земле, которая гостеприимно и радушно приняла меня. Мне приятно отметить, что нам вместе, в единении и сплочении, удалось добиться прекрасных результатов, вывести на передовые позиции практически все структуры социальной сферы района. Хочу, чтобы эта благодатная земля, отмеченная Богом, нашим святым Серафимом Тяпочкиным, династией князей Юсуповых, славной историей и ратными подвигами наших дедов и прадедов, всегда процветала!

Жизнь обновлённого музея

— Как произошло Ваше назначение на должность директора музея-диорамы «Курская битва — Белгородское направление»?

— Это было предложение Вячеслава Владимировича Гладкова, за которое я ему безмерно благодарна. Он чуткий человек, который смог оценить мои достижения на предыдущих местах работы и предложил эту ответственную должность. В 2022-м году началась СВО, один фронт которой прошел по нашим русским землям, а второй — по нашей культуре и нашим душам. И нашим ценностям, которые необходимо хранить, защищать и отстаивать с не меньшим рвением и самоотдачей.

Для меня эта должность стала большой честью, и всю свою энергию и душу я вложила в новую работу. Мы начали активную деятельность, чтобы дать обновлённому зданию музея новую жизнь, реогранизовали структуру музея, создали проектный офис. За полтора года было подано 19 заявок на конкурсы, из которых мы выиграли семь грантовых проектов различной направленности — это тоже стало прорывным моментом для музея. И за всем этим стоят люди, объединенные общей идеей — формированием духовно-нравственных ориентиров и укреплением морального и патриотического духа молодого поколения, на основе сохранения нашего богатейшего культурно-исторического наследия.

Елена Чефонова открывает памятный вечер в музее-диораме Фото: Из личного архивa Елены Чефоновой

И, конечно же, мы пошли в массы. С 2023 года начали активно развивать программу социального партнерства, сотрудничать с детскими садами, школами, вузами и ссузами, культурно-досуговыми и общественными организациями.

Выступление сотрудников музея-диорамы перед школьниками Фото: Из личного архивa Елены Чефоновой.

Наработано много контактов, заключены договора о сотрудничестве межрегионального значения, организовано проведение ежегодных фестивалей, разработано и реализовано несколько авторских программ и проектов, которые мы транслируем и в онлайн-пространстве, и за пределами музея, на всероссийском уровне.

— Каковы ваши планы на дальнейшую деятельность?

— За прошедшие два года я отдала много сил нашему музею-диораме и очень горжусь достигнутыми результатами. Сейчас наступил тот момент, когда нужно эти силы восполнить. Мне очевидно, что нужно восстановить здоровье и уделить больше времени своей семье — моему сыну, моей маленькой внучке. В этой ситуации я приняла решение оставить пост директора музея-диорамы. С большой благодарностью и признательностью к глубоко мною уважаемому Вячеславу Владимировичу Гладкову и его команде за предоставленную возможность и доверие, я обратилась с просьбой уйти по собственному желанию и встретила понимание.

Как только моё состояние позволит, я продолжу свой путь служения государству и обществу. У каждого своя миссия на этой земле. Время все расставит на свои места. Добро побеждает, так было всегда в нашей истории, так будет и впредь.

КСТАТИ

Позиция регионального министерства культуры

«АиФ-Белгород» обратился с официальным запросом в министерство культуры Белгородской области, чтобы узнать, как там отреагировали на ситуацию? Мы получили на наш запрос официальный ответ следующего содержания.

«В июле 2024 года в ряде телеграмм-каналов появились публикации с упоминанием размещённой на официальном сайте музея-диорамы „Курская битва. Белгородское направление“ статьи немецкого военного историка Карла-Хайнца Фризера в контексте очернения истории и дискредитации подвига советских солдат. Запросов прокомментировать размещённую информацию в министерство культуры Белгородской области не поступало. В свою очередь, обратив внимание на обсуждение вопроса в сети Интернет в таком контексте, министерство предприняло шаги, направленные, в том числе, на прекращение неконструктивных дискуссий и критики Елены Чефоновой, а именно — обнаружило и устранило саму причину возникшей ситуации — ошибку, допущенную сотрудниками при публикации материала на сайте. Было установлено, что пояснительная часть к вызвавшему резонанс документу не была представлена на сайте. К сотруднику музея-диорамы, ответственному за ведение официального сайта и допустившего ошибку, были применены меры дисциплинарного воздействия. Об этом министр культуры Белгородской области Константин Курганский сообщил военному корреспонденту Евгению Поддубному — единственному обратившемуся в ведомство за комментарием по этой ситуации».

Позиция Евгения Поддубного

Мы не поленились и нашли публикацию нашего известного земляка Евгения Поддубного от 20 июля текущего года, посвящённую этой теме. В ней говорится, что сам факт появления подобной публикации — это следствие многолетнего влияния западных деструктивных организаций на нашу культурную сферу. «Материал появился в 2012 году, и тогда он не вызвал возмущений общественного мнения, — пишет Евгений. — Более 10 лет немецкая „агитка“, под видом „взгляда противника на Курскую битву“ спокойно существовала в нашем культурно-информационном пространстве. Конечно, это еще один кирпичик в организованной и масштабной операции запада по фальсификации истории. Они же и правда хотят нас ее лишить — и истории, и Победы. И очень хорошо, что теперь подобные каналы распространения исторической дезинформации перекрывают и гражданское общество и государство... В музее, который я, к слову, в детстве очень любил и бывал там с дедом по два раза в году и знал каждый уголок экспозиции наизусть, ошибку исправят. Конечно, хотелось бы большей расторопности, это же бюрократическая халатность, а не злой умысел. На ошибках учатся. Кстати, поговорил с Курганским. Это глава минкульта Белгородской области. Он объяснил, что в силу ряда реконструкций сайта пояснительная часть о том, что мнение немецкого „специалиста“ — пример попытки фальсифицировать историю, не была вовремя опубликована. Эта ошибка исправлена. Поблагодарил неравнодушных людей, за то, что указали на это. Как мне кажется, абсолютно здравая и открытая позиция чиновника... Напомню, что Белгородчина сейчас — прифронтовой регион, где ежедневно звучит сирена воздушной опасности, где города находятся в зоне поражения противника. Так что здесь точно и власти региона, и люди, и бойцы, которые воюют на Харьковском направлении, понимают важность истории наших побед, и прошлых, и будущих».