Доля выданных автокредитов на отечественные автомобили выросла в 4 раза

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») назвали самые популярные кредитные автомобили 2022 года. Чаще всего россияне оформляли кредиты на отечественные LADA – как при покупке новых машин, так и автомобилей с пробегом. Рейтинг наиболее популярных моделей, покупаемых в кредит, возглавили LADA Granta по новым и KIA Rio по подержанным машинам. При этом в структуре выдач автокредитов банка на новые автомобили 42% пришлось на отечественные бренды (по сравнению с 9% годом ранее), 26% - на корейские (50% - в 2021), 13% - на европейские (20%  - годом ранее) , 12% - на китайские (10% - по итогам 2021г.), 7% на японские (11%  -  в 2021 г.) и менее 1% - на американские.

   
   

Согласно статистике, за 2022 г. заемщики чаще всего отдавали предпочтение автокредитам на подержанные автомобили (более 60% выданных автокредитов), среди которых наибольшей популярностью пользовались марки LADA, KIA, HYUNDAI, TOYOTA и VOLKSWAGEN, как и годом ранее.  В ТОП-5 самых популярных кредитных моделей в сегменте АСП (автомобили с пробегом) вошли KIA Rio, HYUNDAI Solaris, LADA Granta, LADA Vesta и VOLKSWAGEN Polo. Популярностью пользовались машины 2011–2013 и 2018–2019 годов выпуска, то есть авто 10-12 лет, которые составили четверть продаж, и ТС 3-5 лет (еще 15%).  Спрос на вторичном рынке стабильно высокий, дефицит ликвидных авто все еще высок, относительно новых образцов АСП становится все меньше, а средний возраст покупаемых в кредит подержанных машин продолжает расти.

При этом во втором полугодии тренд изменился: за счет программы льготного автокредитования с августа по ноябрь стабильно росла доля автокредитов, оформляемых на новые транспортные средства.  В сегменте новых авто ТОП-5 брендов по продажам в кредит в банке составили по итогам 2022г. LADA, HYUNDAI, KIA, HAVAL и RENAULT (HYUNDAI, KIA, LADA, SKODA и GEELY - годом ранее).

За счет успешных продаж первого квартала и запасов на складах места в пятерке наиболее часто оформляемых в кредит новых авто все еще удержали южнокорейские бренды KIA и HYUNDAI, а также французская RENAULT.  При этом лидерство LADA в кредитных продажах также логично: именно стабильные сделки по отечественной марке, в том числе в рамках программы государственного субсидирования, поддержали падающий российский авторынок, не дав ему рухнуть еще сильнее. В российском авторитейле общая доля АвтоВАЗа составила 27% по итогам 2022г.,  в  кредитных продажах банка она также выросла -  с 7% до 39%. При этом наибольшую долю продаж бренду по-прежнему обеспечивает единственная модель – Lada Granta.  В пятерке самых популярных моделей новых авто, на которые заемщики брали автокредиты в 2022 г., оказались LADA Granta, HYUNDAI Creta, LADA Niva, HYUNDAI Solaris и KIA Rio.

Тогда как западные, корейские и японские марки в течение года постепенно становились исчезающим видом среди доступных к покупке новых автомобилей, в лидеры продаж в последние месяцы вышли китайские Сherry, Geely и Haval.  Это подтверждают и выдачи банка по итогам 4 квартала 2022г. Чаще всего в этот период клиенты покупали в кредит машины брендов LADA, HAVAL, KIA, HYUNDAI и CHERY, а по моделям отдавали предпочтение LADA Granta, LADA Niva, HAVAL Jolion, LADA Niva (4x4) и LADA Vesta. Автопроизводители из Поднебесной в этом году в целом уверенно (хоть и в меньших по сравнению с прошлым годом объемах) продавали свою продукцию. Правда, рост в кредитных продажа банка (с 10% до 12% за год) оказался скромнее, чем в целом по авторынку, где их доля увеличилась за 12 месяцев с 7% до 18%.

Интересным выглядит и структура кредитных выдач по стране происхождения покупаемых автомобилей.  Если в 2021 году в россияне чаще всего оформляли автокредиты на новые автомобили корейских (50% выдач) брендов, далее по предпочтениям следовали европейские (20%), японские (11%), китайские (10%), отечественные (9%) и американские марки (мене 1%), то в 2022 году картина изменилась кардинальным образом.  В 2022 году 42% выданных автокредитов на покупку новых машин пришлось на отечественные бренды (рост доли составил более чем в 4 раза), 26% - на корейские, 13% - европейские, 12% - китайские, 7% - японские и менее 1% - на американские.