Автошколы и ГИБДД взаимодействуют по-новому. Что изменилось для водителей?

В марте 2022 года вступил в силу новый порядок взаимодействия подразделений ГИБДД и автошкол при проведении экзаменов на получение прав. Изменились сроки подачи списков кандидатов в водители за десять дней до практического обучения. 
 
«АиФ-Белгород» поговорил с начальником отделения экзаменационной работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области Вячеславом Третьяковым об опыте начинающих водителей и том, что конкретно изменилось в правилах.
 

Медсправка – до начала обучения

Мария Зуборева, «АиФ-Белгород»: Вячеслав Анатольевич, расскажите подробнее о нововведениях. Кого они коснутся в первую очередь?
 
Вячеслав Третьяков: С 1 марта 2022 года начал действовать новый порядок взаимодействия подразделений ГИБДД и автошкол. Согласно ему, учреждения должны подать списки кандидатов в водители за десять дней до начала практического обучения. Вместе со списками теперь подаются и медицинские заключения, подтверждающие у кандидата отсутствие противопоказаний. Получается, что люди без медзаключения не смогут продолжить обучение в автошколе и, соответственно, стать участником дорожного движения даже с инструктором. 
 
- А какие правила действовали до этого?
 
- С 2017 года в России действовал приказ о взаимодействии Госавтоинспекции с автошколами, в котором был прописан порядок подачи ими списков лиц, проходящих обучение. Образовательные организации должны были подавать списки в экзаменационное подразделение не позднее 30 дней до окончания обучения учебной группы. После этого в ГИБДД проверялись данные, касающиеся лишения прав, медицинских противопоказаний и других нарушений, которые могли быть у обучающихся.
 
- Как проверяют медсправки? Легко ли их подделать?
 
- Списки учебных групп подаются по определённому образцу, в котором есть та самая графа «медицинское заключение», где указывается информация о том, когда и кем оно выдано. Если мы видим, что справка выдана за территорией Белгородской области, то делаем запрос в медицинское учреждение с просьбой подтвердить выдачу. При этом указываем все данные человека и номер медицинского заключения. В каждом регионе у заключений есть свой цифровой код, например, в Белгородской области это «14». Он идёт в начале номера. 
 
Могу сказать, что за последнее время поддельные медзаключения в области не встречались. 
 
- Какими будут результаты нового распорядка? Как скоро увидим их?
 
- Явные результаты заметить очень сложно. Подразумевается, что люди, не получившие заранее медицинское заключение, будут сами понимать, что ни одна автошкола не включит их в учебную группу. 
 
Но мы знаем, что проблема аварийности с участием водителей со стажем до двух лет в регионе есть и остаётся актуальной. Только за два месяца по вине начинающих водителей совершено пять ДТП, в которых три человека погибли и десять  пострадали. Поэтому, безусловно, необходимо более тщательное исследование кандидатов в водители при выдаче медицинских справок и совершенствование системы подготовки будущих водителей в автошколах.
 
 

«Чтобы стать уверенным водителем – нужно три месяца»

- Можно ли заранее, ещё до начала обучения в автошколе, определить, что человек точно не готов сесть за руль?
 
- Нет. Конечно, есть человеческий фактор, разные причины, почему люди попадают в аварии. Но на первоначальном этапе, когда человек приходит с медицинской справкой и записывается в автошколу, у учреждения нет причин не принять его. А по поводу итога этого обучения сложно судить, ведь в любой профессии или деятельности есть те, кто не доходит до конца – не получает документ об окончании. В нашем случае это водительские права.
 
- Какой минимальный опыт необходим водителю, чтобы уверенно чувствовать себя на дороге?
 
- Чтобы человек стал уверенным водителем, необходимо около трёх месяцев непрерывного вождения. Непрерывное – это хотя бы три-четыре раза в неделю. Здесь нужна только постоянная практика. При этом самостоятельно сесть за руль и безопасно управлять автомобилем, как прописано в общей программе обучения водителей категории В, человек может уже после 58 часов практики. Такое время определено не просто так. 
 
- Можно ли судить о водительском стаже по возрасту кандидата?
 
- Нельзя. Есть те, кто садится за руль в 18 лет, а есть и 70-летние люди, которые впервые становятся водителям. Здесь в большей степени всё зависит от того, насколько человек воспринимает информацию и начинает быстро применять знания на практике. 
 
- Какие основные нарушения допускают кандидаты в водители при сдаче экзаменов?
 
- Среди наиболее частых – невключение указателей поворота при маневрировании. Также совершают банальные ошибки вроде остановки двигателя, то есть кандидат садиться за руль и не может с первой попытки тронуться. 
 
- Вы каким-либо образом регистрируете автошколы, выпускники которых чаще всего попадают в аварии?
 
- На Госавтоинспекцию возложена обязанность анализировать совершение правонарушений водителями со стажем до двух лет. Поэтому, конечно, мы изучаем все аварии, в особенности те, где есть пострадавшие, и смотрим, в какой автошколе учился начинающий водитель – виновник ДТП. Периодически проводим совещания, где собираем руководителей белгородских автошкол, доносим до них информацию о выпускниках, часто попадающих в аварии. 
 
Также на сайте ГИБДД размещается анализ сдачи экзаменов кандидатов в водители. Там в процентном соотношении указывается информация о том, насколько успешно сдают теорию и практику обучающиеся каждой из действующих автошкол. То есть белгородцы, которые только готовятся стать водителями, могут зайти на сайт и сами сделать выводы, в какую образовательную организацию им стоит пойти обучаться вождению.